На этой неделе в РИА «Дагестан» состоялась пресс-конференция ректора Дагестанского гуманитарного института Магомеда Магомедова. В ней также приняли участие первый заместитель муфтия Дагестана Ахмад-хаджи Кахаев, первый заместитель председателя Комитета по взаимодействию с религиозными организациями Харбил Харбилов, главный специалист-эксперт отдела профессионального образования Министерства образования и науки республики Айшат Салихова.
Ректор ДГИ Магомед Магомедов рассказал, что в новом учебном году планируется открытие дополнительных направлений, в числе которых история, психолого-педагогическое образование и др. В институте преподают высококвалифицированные специалисты, исламские дисциплины преподают ведущие специалисты в этой области.
«ДГИ принимает участие в реализации федеральной целевой программы «Углубленное изучение истории и культуры ислама». По результатам деятельности в 2011 — 2013 годах решением Минобрнауки РФ вуз получил 1 место за мероприятия, проводимые в рамках программы.
Выпускники ДГИ поступают для продолжения учебы в магистратуру Московского государственного лингвистического университета, обучаются в магистратуре университета Мармара в Турции, многих индонезийских вузов и т. д. Со всеми этими вузами имеются дружеские, партнерские отношения, студенты ДГИ туда отправляются и на стажировку, и на практику. Основное внимание уделяем воспитательной работе. Мы пришли к тому, что, не воспитав человека, его ничему невозможно обучить или от этих знаний будет мало пользы.
Есть надежда, что сейчас при поддержке Главы республики останется позади непонимание со стороны определенных чиновников и мы будем более эффективно осуществлять задуманные проекты. К примеру, у нас были проблемы с прохождением практики по арабскому языку в школах. Не знаю, чем это вызвано, непонятная боязнь. А если кто-то считает, что запрет арабского языка в школе – это решение проблемы экстремизма…
Мы проводили много мероприятий совместно, в частности, с Комитетом по взаимодействию с религиозными организациями, и собираемся это делать в дальнейшем».
(В настоящее время в ДГИ обучаются свыше 2 тысяч студентов из различных городов и сел Дагестана и других субъектов Российской Федерации. Есть заочные формы обучения. Всего в ДГИ работают более 100 преподавателей, из них более 50 профессоров, докторов и кандидатов наук, доцентов.
ДГИ поддерживает партнерские связи со многими университетскими центрами и учебными заведениями не только России, но и дальнего зарубежья. Партнерские связи с иностранными университетами (Индонезия, Малайзия, Сирия, Турция, Кувейт) имеют целью внести вклад в создание общего образовательного пространства, обмен научными и культурными достижениями, ценностями.
В то же время Институт активно сотрудничает с российскими учебными заведениями, в частности, Российским исламским университетом в Чечне, Северокавказским исламским университетом в Нальчике, с исламскими университетами в Казани, Башкортостане и Москве, Московским лингвистическим госуниверситетом, Санкт-Петербургским государственным университетом, Пятигорским государственным лингвистическим университетом).
Помощник ректора Магомед Умаргаджиев (многие дагестанцы знают его как главу Ботлихского района в 1997 – 2000 годах) отметил духовно-нравственный уровень студентов и привел такой пример. Когда он на одном спортивном мероприятии повел себя шумно и эмоционально, сами учащиеся сделали ему мягкое наставление. Ему было и приятно (за них), и стыдно (за себя). Магомед Узарханович прямо сказал о полном отсутствии фактов взяточничества в стенах института, чем могут похвастаться далеко не все вузы республики.
К числу достоинств института он также отнес отсутствие экстремизма, невежества, а также раздельное обучение юношей и девушек.
— Ахмад-хаджи, как вы относитесь к идее исламских общеобразовательных школ?
— То есть ученики в этой школе получали бы широкие религиозные знания, большое внимание уделялось бы вопросам нравственности, в целом в стенах заведения старались бы поддерживать атмосферу исламского благочестия. И, условно говоря, мальчики знали бы, что сквернословить нехорошо не только на уроках, но и на переменах, и вообще везде.
При этом в такой школе преподавали бы и языки (арабский, английский…), и историю, и географию, и математику, и химию. И другие полезные нешариатские дисциплины. По окончании выпускник мог бы учиться дальше как на имама мечети, так и на инженера-строителя, допустим.
Но в любом случае его бы старались научить и воспитать как достойного мусульманина, знающего свою религию, следующего ей и при этом получившего полезные знания об окружающем мире.
Первый заместитель муфтия Дагестана Ахмад-хаджи Кахаев:
— Духовное управление выступает за то, в чем есть польза для людей, в том числе за открытие таких школ. Школа с похожими установками работает в Махачкале, она называется «Райские птички». А в будущем можно подумать о таких учебных заведениях и в других местах. Что касается совместной воспитательной работы, то, в принципе, её можно вести и в стенах других школ и вузов. В Духовном управлении работает отдел просвещения, есть контакты с директорами школ, проводятся встречи в стенах учебных заведений. Лучше, чтобы школы по предложенной идее появились повсеместно.
Главный специалист-эксперт отдела профессионального образования Министерства образования и науки республики Айшат Салихова:
— Хотелось бы добавить несколько слов, тут затронули вопрос о школе «Райские птички». Хочу сказать, что наш министр Шахабас Курамагомедович Шахов поручил нам побывать в этой школе и оказать посильную помощь. Мы там побывали, посетили уроки, говорили с учителями, посетили детсад. Была очень довольна тем, насколько грамотный профессиональный состав собрался в этом образовательном учреждении. Побольше бы таких школ!
Общеобразовательное учреждение «Райские птички» сообщает, что «школа дает качественное образование с учетом современных требований, создает условия для всестороннего развития детей, сохранения и укрепления их физического, духовно-нравственного здоровья на основе творческой, созидающей деятельности.
Все педагоги ОУ «Райские птички» имеют высшее или среднее специальное образование».
Подготовил
Альберт МЕХТИХАНОВ