(Окончание. Начало в предыдущих номерах.)
Уроженка Крыма Вера Шагинова пришла работать в Махачкалинский порт в 1944 году. В небольшой деревне Осовины, что недалеко от Керчи, все знали, что труда она не боится. Вера – восьмой ребенок в семье рыбака. Детство было тяжелое, в школу так и не пришлось пойти: не в чем было – все детишки голы да босы. А в двенадцать лет детство и кончилось: Верочка пошла работать в колхоз им. С. Буденного. Сажали помидоры, лук, кукурузу, а когда по всей стране прозвучал призыв Паши Ангелиной «Женщины — на трактор!», поехала в Евпаторию на курсы. Через два месяца ее включили в тракторную бригаду МТС. Ездили по хозяйствам Крыма, пахали, сеяли, убирали урожай. Перед войной Вера уже работала на полуторке. Когда немцы заняли Крым, она на своей машине вывозила с полуострова семьи эвакуированных. Под Армавиром колонна попала под бомбежку, Вера была контужена, но беженцев довезла до Минеральных Вод. После лечения попала в Махачкалу, работала шофером в Совнархозе. А в марте 1944 года впервые пришла в порт. Походила недолго в учениках, а потом сама стала работать на автокране.
«В порту тогда работали в основном женщины. Жили, где придется или как придется, все силы отдавали работе. В шесть утра порт оживал, и до одиннадцати ночи кран перерабатывал грузы. Часто случались авралы, тогда женщины до утра не уходили. И так до конца войны. После войны эти же женские руки восстанавливали народное хозяйство, ведь мужчины из армии стали возвращаться позднее. Да и много ли их было, выживших?» — вспоминала позже знатная крановщица.
В труде, в любимой работе Вера Григорьевна, как и многие ее сверстники, всегда видела смысл своей жизни. По труду, как говорили в те годы, и честь. Ее наградили медалями «За трудовое отличие» и «За доблестный труд», она заслужила знак «Отличник морского флота СССР». А в 1960 году Вере Григорьевне Шагиновой в Кремле вручили орден Ленина и Золотую Звезду Героя Социалистического Труда. Но всё это случится через много лет.
А пока молодая крановщица Вера, как и все советские люди, трудилась в тылу за себя и за тех, кто на передовой. Славные победы Красной Армии на фронтах вызвали новую волну производственного подъема среди портовиков. Они трудились по-фронтовому самоотверженно.
В начале апреля 1945 года на Каспии развернулось предмайское комплексное социалистическое соревнование моряков, железнодорожников и нефтяников. Соревнование шло за увеличение добычи нефти, за быстрейшую ее перевозку, за ускорение оборота тоннажа. Инициатива скоростного оборота тоннажа принадлежала экипажу танкера «Валерий Чкалов», который вместе с махачкалинскими портовиками, железнодорожниками и нефтяниками начал борьбу за скоростной слив груза. При хорошей слаженности в работе всех людей, связанных с перевалкой горючего, результат получился отличный. Только за 20 дней апреля в порту было налито сверх плана 5994 цистерны. Дагестанский обком партии одобрил инициативу скоростной перегрузки горючего в порту и обязал руководителей морского агентства, порта, Дагнефтеснаба и железной дороги подхватить начинание танкера «Валерий Чкалов» и активизировать комплексное соревнование. Благодаря этому апрельский план грузооборота порта был перевыполнен.
К концу войны порт перерабатывал зерно, хлопок, сульфат, руду. Но главной задачей портовиков оставалась своевременное и бесперебойное обслуживание нефтеналивных судов. За 1945 год было перевезено 337225 тонн бензина и лигроина, 995930 тонн керосина, 1090266 тонн сырой и моторной нефти, 167243 тонны смазочных масел, 523269 тонн мазута. Всего за время войны каспийские моряки и портовики перевезли более 56 млн тонн нефти и нефтепродуктов и 18 млн тонн сухогрузов. Махачкалинским портом только за 1945 г. было обработано 3 млн 113 тыс. тонн нефтеналивных грузов, из которых 2 млн 665 тыс. тонн было принято и 448177 отправлено из порта.
…9 мая 1945 года. Портовики собрались перед зданием администрации. Люди, затаив дыхание, слушают приказ Верховного главнокомандующего по войскам Красной Армии и Военно-морскому флоту: «8 мая 1945 года в Берлине представителями германского верховного командования подписан акт о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил». Голос Юрия Левитана переполнен радостью: «Великая Отечественная война, которую вел советский народ против немецко-фашистских захватчиков, победоносно завершена, Германия полностью разгромлена!»
Последние слова знаменитого диктора утонули в криках «ура». Начинается стихийный митинг. Парторг порта М. Пышенко поднимается в кузов полуторки, которую кто-то успел подогнать. Он поздравляет всех с победой над фашистами: «Да здравствует большевистская партия и наш вождь товарищ Сталин! Слава победоносной Красной Армии! Слава великому советскому народу!» Снова крики «ура». Люди плачут от радости – конец войне! Взволнованные речи звучат на разных языках с полуторки, все говорят об одном – о большой радости и гордости за страну. Счастливые лица женщин, стариков, подростков, которые делали всё, чтобы приблизить этот день. «Мы победили!» — поздравляют они друг друга.
Родина высоко оценила вклад коллектива Махачкалинского порта в победу над фашизмом. За проявленный в годы войны трудовой героизм 154 лучших портовика и судоремонтника были награждены орденами и медалями Советского Союза, а 14 человек награждены значком «Почетный работник морского флота».
Алик АБДУЛГАМИДОВ, помощник генерального директора Махачкалинского морского торгового порта