Судьба инвалида Великой Отечественной войны, боевого летчика, полковника в запасе Алексея Михайловича Рагимова (Рагима Магомедовича) схожа с долей многих его сверстников того времени.
После окончания в 1937 году 7-го класса Каякентской неполной средней школы, оставшись круглой сиротой, для продолжения учебы он поступил на рабфак Дагестанского педагогического института в Махачкале. В то время на рабочем факультете юноши, приехавшие из горных аулов Дагестана, обеспечивались бесплатным питанием, общежитием и обучением на хорошей учебной базе.
После ликвидации рабфака в 1940 году он вернулся в Каякент и продолжал учебу в 9 классе сельской школы. С 1938 по 1940 г., во время летних каникул, работал весовщиком на полевом току бригады, где все три месяца молотили хлеб. После взвешивания хлеб отправлялся в заготзерно ст. Каякент-Новокаякент. В эти годы, как он рассказывает, урожаи были высокие. В конце 2-й четверти в Каякентскую школу приехал представитель Сергокалинского райвоенкомата, который объявил, что он отбирает учеников 9-х и 10-х классов для направления на учебу в Грозненскую военно-авиационную школу.
Из Каякентского района для направления в Грозненскую ВАШ было отобрано восемь кандидатов, которым предстояло на месте пройти летно-медицинскую комиссию и сдать экзамены.
Так сложились обстоятельства, что по результатам медицинской комиссии и экзаменов из прибывших восьми кандидатов в авиашколу приняли только Алексея Михайловича. Учеба в авиашколе для него была первым испытанием на выносливость, они учились по 12 часов в сутки (8 классных занятий и 4 часа самостоятельной подготовки). Его целеустремленная и напряженная учеба дала хорошие результаты, в январе 1942 года он окончил Грозненскую военно-авиационную школу в звании сержанта и был отправлен в действующую часть.
К середине 1942 года подошли к Сталинграду. Именно в это время он служил в 18-м отдельном авиазвене 5-й танковой армии, которая в октябре прибыла на северо-западную окраину г. Сталинграда, войдя в состав Юго-Западного фронта.
Наступательная операция под Сталинградом началась 19 ноября 1942 г. Шел снег, бушевали метели, сковывал мороз. Они выполняли полеты на низкой высоте. Части и соединения Юго-Западного и Сталинградского фронтов к концу января 1943 года наголову разбили немецко-фашистские части под Сталинградом, окружили и взяли в плен солдат, офицеров и генералов 6-й немецкой армии во главе с фельдмаршалом Паулюсом. После разгрома немцев под Сталинградом и освобождения Дона в феврале 1943 г. войска ЮЗФ подступили к границам Украины, к Луганской и Харьковской областям.
Части и соединения 3-го Украинского фронта продолжали продвигаться на запад, освобождая все новые города и населенные пункты Украины, 282-й авиаполк выполнял задания штаба 3-го Украинского фронта с большой нагрузкой, каждому экипажу приходилось выполнять по 2 — 3 полета в день. В сентябре 1943 года дяде было присвоено офицерское звание младшего лейтенанта и наградили орденом Отечественной войны II степени.
В дальнейшем Алексей Михайлович выполнял полеты в боевых операциях по освобождению городов и областей Украины — Донской, Запорожской, Днепропетровской, Николаевской, Одесской. Весной 1944 года в непогоду они выполняли очень трудные задания. На бреющем полете по узкому трехкилометровому коридору необходимо было доставлять боеприпасы и необходимые грузы частям, защищающим г. Николаев. К сожалению, в этих полетах их часть понесла большие потери.
За активные боевые действия при освобождении г. Николаева и позже авиаполк был награжден орденом Богдана Хмельницкого II степени. Летом 1944 года нашему герою присвоено воинское звание лейтенанта.
После освобождения Украины 282-й авиаполк в составе 3-го Украинского фронта, затем Южной группы войск начал свой путь за пределами СССР, началось освобождение народов Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии и Австрии.
Наиболее ожесточенные бои проходили при взятии города Будапешта и операции у озера Балатон в Венгрии. Под городом Шекешвехервар немецко-фашистское командование бросило в бой свои последние воинские резервы, новые танковые соединения. В это время (в январе 1945 года) были очень плохие погодные условия, низкий, густой туман. Ввиду нелетной погоды боевая авиация в воздух не поднималась. Вся нагрузка легла на летный состав 282-го авиаполка. Нужно было по заданию штата фронта каждый день, несмотря на туманную погоду, на бреющем полете производить разведку переднего края фронта с целью определения мест расположения немецких частей, количества танков, орудий и бронемашин.
В одном из таких полетов 19 января 1945 года самолет Алексея Михайловича был обстрелян с железнодорожной платформы пулеметной очередью. Самолет опасных повреждений не получил, но пули попали в хвостовую часть, повредив обшивку. Они благополучно вернулись на свою площадку и привезли очень нужную информацию о месте расположения скрытых немецких танков, подвозе боевой техники к линии фронта.
За выполнение боевых заданий дядю наградили второй раз орденом Красной Звезды. За время Великой Отечественной войны по заданию штаба 3-го Украинского фронта, Южной группы войск он совершил 428 боевых вылетов. При налете немецкой авиации на их площадку был ранен в ногу, лежал в госпитале, после выздоровления опять вернулся в действующую часть.
За образцовое выполнение заданий командования его наградили пятью орденами и многими медалями, в том числе двумя орденами Красной Звезды. Ко Дню защитника Отечества в связи с 60-й годовщиной освобождения Украины от немецко-фашистских захватчиков присвоили воинское звание подполковника, а к 62-й годовщине — полковника в отставке. После войны, в конце 1947 года, авиаполк, где служил дядя, перебазировался в Киев. Затем его перевели в 255-ю отдельную авиаэскадрилью Киевского военного округа. В дальнейшем, до 1953 г., служил заместителем командира авиаэскадрильи десятой авиашколы пилотов в городе Кременчуге. Там же женился. В 1954 — 57 годах служил летчиком-инструктором Харьковского военно-авиационного училища, летал на реактивных бомбардировщиках «Ил-28», обучая в воздухе будущих штурманов самолетовождению и бомбометанию.
В 1958 — 1960 гг. стал летчиком отдельного транспортного корабля «Ил-2» ЦК ДОСААФ УССР, где выполнял воздушное десантирование парашютистов-допризывников перед направлением в воздушно-десантные войска.
20 мая 1960 года по значительному сокращению Советских вооруженных сил был уволен в запас.
Началась трудовая деятельность на гражданке, которая длилась с 1960 по 2000-й. В 1962 году Алексей Михайлович поступил на работу в ЦКДОСААФ УССР, где работал в качестве старшего инспектора-летчика по контролю летной подготовки аэроклубов Украины. В системе ДОСААФ УССР работал до 1977 года, был награжден Почетным знаком ДОСААФ СССР. С января 1977-го по июль 2000-го (до выхода на пенсию) работал на различных инженерно-технических должностях в «Киевгазе».
В настоящее время живут нормально, со своей хозяйкой получают пенсию, которой хватает на жизнь. Живут с надеждой на лучшее, имеют двух дочек, которые уже воспитывают своих детей, все трудоустроены.
Он сам вырос сиротой и нам, своим племянникам, после смерти сестер уделял большое внимание. Даже во время войны систематически писал письма, не забывал нас. Каждое письмо было пронизано отцовской заботой и вниманием. Алексей Михайлович учил нас: «Любите жизнь, науку и спорт. Поставив цель перед собой, осуществляйте ее». После войны он устроил нас в детский дом, где мы получили образование. Сегодня, повзрослев, мы поняли, чего это стоило ему. Искренне благодарны ему, он оставил в нашей жизни неизгладимый след.
Мугутдин Багаутдинов,
доцент ДГПУ, ветеран войны