Для тех, кто в своих поездках предпочитает воздушный транспорт, прошлогодняя реконструкция взлетной полосы аэропорта «Уйташ» была сродни «катастрофе». И отчаиваться было от чего. Желающим отправиться в путь самолетом следовало на маршрутном такси ехать в аэропорт Грозного и уже оттуда отправляться в дорогу. Для тех же, кого этот вариант не устраивал, существует железнодорожный транспорт, в вагоне которого необходимо трястись около двух суток, плюс ко всем неудобствам — как для тех, кто в пути, так и для встречающих — прибывает поезд в пять утра.
Напомним, что реконструкция полосы началась в августе 2014 года. Сначала работа велась в ночное время, а с 28 сентября круглосуточно. В результате ширина взлетно-посадочной полосы увеличилась с 42 до 45 метров, с укрепленными обочинами она составляет 60 м. При проведении работ по реконструкции задействовано около 170 единиц техники и 350 рабочих. Аэропорт возобновил полеты в дневном режиме с 19 декабря прошлого года.
Но теперь все мытарства путешественников позади. С 11 апреля аэропорт ввел в эксплуатацию светосигнальное оборудование взлетно-посадочной полосы (ОВИ-I) и перешел на летнее расписание полетов. Таким образом, восстановлена круглосуточная работа взлетно-посадочной полосы, и аэропорт начал осуществлять прием и отправление воздушных судов с 7 часов утра до половины двенадцатого ночи. Здесь также стоит отметить, что прием самолетов осуществляется с обеспечением 7-й категории искусственной взлетно-посадочной полосы по уровню требуемой пожарной защиты. Иными словами, сегодня наш аэропорт может принимать и отправлять любые виды самолетов. Отсюда и дополнительное количество авиарейсов, в том числе и так широко разрекламированной авиакомпании «Добролет».
В этой связи стоит отметить, что и внутренний интерьер аэропорта претерпел некоторые изменения. Появились красочные рекламные афиши, два цифровых табло в противоположных концах зала ожидания, два входа на посадку (раньше был один) и некоторые иные, не столь значительные, новшества.
Меня заинтересовало одно небольшое, по сути, готовое помещение. Казалось, вставь окна — и газетный киоск готов. Для чего оно, спросил я как бы между прочим своего гида. То, что он ответил, оказалось секретом Полишинеля и, естественно, меня приятно удивило. Некоторые подробности, которые меня заинтересовали уже дома, я нашел в Интернете.
Оказывается, на следующей неделе в комитете Госдумы по охране здоровья будет рассматриваться несколько десятков поправок в антитабачный закон. Большинство из них предусматривает ослабление ограничения по курению на транспортных узлах. Эти поправки предлагают предоставить собственникам железнодорожных вокзалов и аэропортов специально выделенные помещения, оборудованные системами вентиляции, и места на открытом воздухе для курения табака. Отмена курилок в аэропортах и на вокзалах не особо соответствует международной практике и создает проблемы как для людей, так и для администрации. Фактически пассажиры начинают курить в туалетах, администрация никак не может с этим бороться, этот запрет приносит массу неудобств и напряжения, а эффект нулевой. Поэтому, по мнению многих депутатов, правильно будет разрешить абсолютно изолированные курилки. Спецместа для курения могут работать как антиреклама вредной привычки. Например, прозрачная курилка в Шереметьево в свое время была лучшей антирекламой — со стороны похожа на газовую камеру. Почему нельзя сделать такую же в аэропорту Махачкалы?
Хотелось бы подчеркнуть работу ремонтников, которые трудятся на подъездных путях к главному входу в аэропорт и реконструируют его площадь. В ближайшее время (уже к началу лета), как рассказали сотрудники аэропорта, это будет один из самых современных узлов связи на Северном Кавказе. (Первым является международный аэропорт в Минводах). Также стоит отметить, что уже почти готова стоянка автотранспорта. Имеется в виду такая стоянка, на которой можно будет оставить автомобиль и отправиться в дорогу с тем, чтобы по возвращении не обращаться к родственникам или к общественному транспорту, а на своем автомобиле вернуться домой. Такая практика существует во всех современных аэропортах мира.
Заур ЗУГУМОВ