Чистый и просторный школьный двор, турникет в фойе – посторонний не пройдет. Светлые и уютные коридоры, кабинеты, оснащенные по последнему слову техники, и даже собственное школьное радио — словом, без преувеличения можно сказать, что махачкалинская средняя школа №16 шагает в ногу со временем. И сегодняшнее наше интервью – с человеком, который внес немалый вклад в создание этих условий для комфортного обучения. На наши вопросы ответила директор школы Фарида Алисултановна Магомедова.
– Какова ваша главная задача как руководителя?
– Современный директор должен быть не только педагогом, но и грамотным управленцем. От того, какая команда работает под его руководством, и будет зависеть весь педагогический процесс. Многое зависит и от психологического климата, доброжелательного отношения коллег друг к другу, взаимовыручки. Затем – внимательное и уважительное отношение к детям. Из этих составляющих и образуется выверенная система управления учебным заведением. Для всего преподавательского состава нашей школы первым долгом является создание условий для полноценного воспитания и обучения детей. Подчеркну: прежде всего – воспитание, потом уже обучение. Потому что без воспитательной основы никакого образования не получится.
И поэтому был создан проект «Эффективная образовательная среда как важный фактор повышения качества образования в условиях социокультурного многообразия». В его рамках ведется усиленная работа по 7 направлениям: «Доступность и качество», «Безопасность и здоровье», «Компетентность», «Содружество», «Создание единого информационного пространства», «Комфортная школа», «Менеджмент в образовании». То есть это 7 подпроектов, где расписывался каждый поэтапный шаг к достижению конечного результата – создание инновационной школы, модели успешного ученика.
– Какими качествами должен обладать учитель, желающий работать в махачкалинской школе №16?
– Одно из главных требований — не быть инертным, пассивным. Нужно постоянно пытаться себя реализовать. Все это вынуждает не ждать, а искать пути, это и есть двигатель. Вообще, в любой профессии нужно постоянно учиться чему-то новому, но для педагога это особенно важно, он ведь работает с подрастающим поколением, по сути, с нашим будущим. В нашей школе учителя постоянно совершенствуют свои навыки, знания и опыт. И я сейчас говорю не о курсах повышения квалификации, участии в семинарах, практикумах, конкурсах, потому что это само собой разумеющееся. Я говорю об индивидуальной самообразовательной работе, исследованиях, экспериментах, осмыслении передового опыта и обобщении собственной практической деятельности.
– Следующий вопрос вам – как филологу, учителю русского языка и литературы – что нужно делать, чтобы вернуть страсть к чтению?
– Если судить по количеству посещений школьной библиотеки – она обслуживает около 100 детей ежедневно. И в социальных сетях часто можно встретить различные сообщества, где обсуждается литература, там подавляющее число участников – именно молодые люди. Значит, не все так плачевно, как об этом часто приходится слышать: молодежь на самом деле не перестала любить книги, просто вкусы и предпочтения немного поменялись. Конечно, читаемость падает, по сравнению с теми годами, когда мы учились. Но тогда и время было другое, условия другие, не было современных гаджетов, Интернета. И потом, главное же не в том, сколько книг человек прочтет, если он не будет анализировать прочитанное, не составит о нем своего мнения — толку от чтения будет мало. Поэтому когда ребенок приходит сдавать очередной томик, классный преподаватель задает им вопросы – понравилось ли произведение, какие плюсы, какие минусы, какова главная мысль.
– Очень часто выпускник, заканчивая школу, не понимает, чем им хотелось бы заниматься в жизни. У многих не получается отыскать свой талант даже после окончания вуза. Как, по-вашему, можно решить эту проблему?
– Рабочие специальности сейчас очень востребованы, я бы даже сказала, что в них наблюдается острая нехватка. Те ученики, которые по каким-либо причинам не могут учиться в вузах, они могли бы после 9 класса пойти в ПТУ, колледжи, техникумы. Но если вузы активно сотрудничают со школами, постоянно проводят конференции, рассказывают старшеклассникам о своих факультетах и специальностях, о требованиях для поступления и так далее, то об учреждениях среднего профессионального образования подобной информации практически нет. Дети не знают, какие у нас, в Дагестане, есть техникумы и колледжи, на кого там обучают. И очень жаль, потому что есть ребята, которые думают, что им некуда идти, продолжают учиться в 10 — 11 классах, в то время как у них гораздо больше склонностей и таланта к рабочим профессиям. Но вообще, если даже абитуриент поймет, что он не туда попал, то ничего страшного в этом нет. Знаю довольно много людей, добившихся больших результатов в профессии, которая предназначена не для них. Человек способен на многое, если захочет.
– Ну и, конечно, ваши пожелания нашим читателям.
– Желаю нашей молодежи успехов во всех начинаниях, твердости духа – никогда не сдаваться, не отчаиваться, а идти только вперед. Есть такое выражение: сдавшихся гораздо больше, чем проигравших. Поэтому если даже где-то постигло разочарование, не опускайте руки, продолжайте бороться, и вы непременно добьетесь результатов!
Асият Ибрагимова