На прошлой неделе у моего друга умер близкий родственник от инфаркта, а было ему всего 38 лет. Врачи не успели спасти. По дороге в больницу умер прямо в «неотложке».
Я немного знал его, хороший был парень, добрый, отзывчивый. Работал слесарем в СТО. Осталось трое несовершеннолетних детей. Поневоле стал интересоваться подробностями и вот что выяснил.
Как вы думаете, по какой причине «Скорая помощь», которую вызывают жители Махачкалы в момент надобности, почти всегда приезжает с опозданием? Нет, не потому, что жильцы некоторых дворов перекрывают проезд шлагбаумами и прочими ограждениями. (Хоть это и незаконно, но многие горожане именно так пытаются оградить свои дворы от засилья автомобилей). В основном из-за перекрытия улиц и площадей столицы нашей республики бетонными ограждениями. А ведь иногда от нескольких секунд зависит жизнь человека. Я уже не говорю о пожарных, которым, помимо потерянного времени, более чем кому-либо необходим простор в движениях. Ведь та же «неотложка» и машина с полицейскими могут остановиться, на худой конец, рядом с домом, чего не сможет сделать пожарная машина.
В раннем детстве, когда малыши играют в прятки, они прикрывают лицо ладонями, полагая, что их так никто не видит. Ведь они-то никого не видят. В жизни взрослых людей порой случается то же самое. Но оно не идет ни в какое сравнение с играми в детстве, потому что с точки зрения взрослого человека – это глупо. Но, увы, не для всех. Есть люди, которые считают, что достаточно огородиться от всего мира перегородками, тумбами и прочими препятствиями — и их никто не увидит, а значит, никакая проблема им не страшна.
Ни в одном другом городе Северного Кавказа такого и близко нет. В столице множество бетонных перекрытий, которые закрывают движение по центральным улицам, тем самым создавая жителям проблемы. Это перекрытие улицы Алиева возле Советского РОВД, закрыт квартал возле «шестого отдела» МВД, бетонные перекрытия перед въездом на центральную площадь, перед зданиями МВД и ФСБ Дагестана. Вся улица Пушкина по периметру закрыта для въезда якобы из-за того, что там находится Ленинский РОВД и дом бывшего постпреда Дагестана при Президенте РФ Гаджи Махачева. Я уже не говорю о шлагбаумах, которые стоят возле домов высокопоставленных чиновников. Их в городе не менее пятнадцати.
Если кто-то скажет, что бандиты могут воспользоваться «халатностью» правоохранительных органов и начать взрывать значимые, с их точки зрения, объекты, коими являются здания, где работают сотрудники правоохранительных органов, то это будет неправдой. Разве хоть одно из них было подвергнуто в Махачкале нападению бандитов за все время противостояния с ними? А ведь сделать это проще простого. И каждый это понимает не хуже меня. В конце концов, для чего нам нужны правоохранительные органы, если не для того, чтобы предотвращать подобного рода бандитские вылазки?
Уже сколько лет подряд мэрия города обещает убрать ограждения, перечисленные выше, но воз и ныне там. Самое большее, что они могут, это начать войну со шлагбаумами, которые жители многоэтажных домов незаконно устанавливают у въездов во дворы. А все это — не более чем показуха.
Теперь представьте себе, пройдясь мысленно по маршруту, который я обозначил, что все эти заграждения убраны. Насколько жителям города, его экстренным службам, общественному транспорту это облегчит жизнь. Хорошо помню то время, когда в городе не было ни одного ограждения, тем более что и машин тогда было в разы меньше.
Хотелось бы, чтобы этот трагический случай скоропостижной смерти человека подвиг, наконец, городские власти к демонтажу всех уличных перекрытий, которые так мешают нам в повседневной жизни. А еще лучше, чтобы подобных примеров не было вовсе.
Но не все так плохо. Есть и позитив. Это типовые остановочные комплексы, которые начали устанавливать в Махачкале. Остановки, имеющиеся сегодня, не соответствуют современным требованиям. Далеко не все находятся в надлежащем виде, и их расположение не соответствует новым маршрутам. В настоящее время администрацией города принимаются меры по приведению всех остановок общественного транспорта к единым стандартам. Первые несколько уже появились на проспектах Насрутдинова и Гамидова.
Однако этот вопрос не решен окончательно. Ведь в городе несколько десятков лет, можно сказать, не функционировал общественный транспорт. Теперь, когда в связи с возобновлением общественных пассажирских перевозок необходимость установки остановочных комплексов возникла, вопрос будет решаться в ускоренных темпах.
На сегодня новые автобусы запущены по двум маршрутам, по всей протяженности их курсирования необходимо установить 96 остановок. Остановочные комплексы предусмотрено оборудовать электронными табло движения транспорта, схемой маршрута и небольшими магазинчиками. В связи с тем, что все будки и павильоны, кроме газетных киосков и хлебомолочной продукции, будут вывезены из города, появление подобных магазинчиков станет более чем актуальным.
В связи с этим следует отметить, что некоторые остановочные площадки были приватизированы, что само по себе является грубейшим нарушением. Земли общего пользования, находящиеся под остановочными пунктами, успевшие за годы бездействия разрастись, будут в судебном порядке возвращены в пользование муниципалитета. Арендаторам будет предложено за свой счет установить типовые остановочные комплексы с условием продления договора аренды. В случае отказа нынешних арендаторов администрация города заключит договора с другими предпринимателями.
Как рассказали в мэрии города, к установке остановочных комплексов привлечены инвесторы, которым предложили заключить арендный договор — взамен на то, что расходы по изготовлению и установке остановочных комплексов они возьмут на себя.
Заур Зугумов