Мой собеседник – главный режиссер Ставропольского государственного краевого Театра оперетты г. Пятигорска Александр Юрьевич Прасолов.
НАША СПРАВКА: Александр Прасолов начал свой творческий путь, окончив в 1997 году Российскую академию театрального искусства (ГИТИС) по специальности «Режиссер музыкального театра» в мастерской народного артиста СССР Б. А. Покровского. Ставил спектакли в Московском театре «Новая опера», Иркутском музыкальном театре, Театре музыкальной комедии Караганды, Рязани, Подольске, Новоуральске, Пятигорске, был главным режиссером в театрах оперы и балета Ижевска и Астрахани. Всего им поставлено более 50 спектаклей.
В настоящее время Александр Юрьевич работает с Дагестанским театром оперы и балета и готовит интересный проект, которым в скором времени сумеет удивить нашего зрителя:
— Александр Юрьевич, как давно вы сотрудничаете с театром оперы и балета Дагестана?
— Это первый опыт и довольно неожиданный – дело в том, что по работе мне приходится поддерживать творческие связи со многими театрами России. Про дагестанский театр оперы и балета я узнал в Союзе театральных деятелей России. Непосредственно с театром из Дагестана я познакомился, когда со мной связалась министр культуры РД Зарема Бутаева и пригласила для сотрудничества.
— За годы работы вами поставлено свыше 50 спектаклей в городах России и столичных театрах…
— Я закончил ГИТИС как режиссер музыкального театра, поэтому основная моя специальность – постановка спектаклей. Но режиссура включает не только постановки мизансцен, она в первую очередь предполагает организацию работы и направление творческого процесса.
— Как идет работа здесь, в театре оперы и балета Дагестана?
— Я нацелен на длительное сотрудничество, сейчас идет процесс знакомства с труппой театра, его особенностями, сбор информации.
Мы готовимся к фестивалю, посвященному 175-летию Чайковского, эта дата широко отмечается не только в нашей стране, но и во всем мире. Тем более что произведения композитора представлены в репертуаре театра оперы и балета Дагестана. Мы решили посвятить наследию этого величайшего композитора не просто концерт, а фестиваль, в котором примут участие Государственный хор Дагестана и школа для одаренных детей Мурада Кажлаева.
В один из вечеров планируем пригласить для исполнения оперы «Евгений Онегин» в концертном варианте солистов Царицынской оперы — обладателя замечательного тенора Романа Байлова на роль Ленского и на роль Татьяны – Юлию Пачкалову, которая родилась в Махачкале.
— Как вам оказаться в Дагестане – столичному режиссеру, который увидел столько городов России, узнал столько театров, познакомился за свою театральную жизнь со столькими интересными творческими людьми?
— Конечно, ехал сюда с некоторым предубеждением, потому что стереотип по поводу Дагестана есть, и особенно в Москве. Вы знаете, — сказал, улыбаясь, Александр Юрьевич, — с каждым днем я здесь все больше и больше получаю удовольствия от общения с дагестанцами. Очень душевные, гостеприимные люди — совсем не такие, как представляют извне.
— Для творческого человека всегда интересно погружение в незнакомую среду, это дает возможность по-другому раскрыть себя, реализоваться полнее, появляются новые ощущения… Как вы оцениваете потенциал артистов театра оперы и балета Дагестана?
— Я нахожусь здесь с 1 апреля, мы пока познакомились визуально – у меня была возможность увидеть спектакли «Кошкин дом» и «Имам Шамиль». Пока полное впечатление составить о солистах довольно сложно, это все происходит в процессе работы, и я думаю, что как раз подготовка к фестивалю покажет — кто на что способен и как лучше использовать потенциал труппы.
— Чем еще будете удивлять дагестанского зрителя?
— Открывается фестиваль гала-концертом на музыку П. Чайковского, потом планируется премьера, чем я сейчас и занимаюсь, камерного спектакля «Медный всадник» по поэме Пушкина и романсам Чайковского. В этом проекте великая поэма Пушкина объединяет определенный цикл романсов Чайковского, где эти романсы исполняются от действующих лиц поэмы, и поэтому получается такой весьма связный спектакль, со своими сюжетными линиями, отношениями, хотя он идет немного в полуконцертной форме.
Мы сейчас над этим работаем: если романсы написаны для фортепиано, делаем определенную оркестровку, у нас будет фортепианный квинтет, и артисты с удовольствием работают над этим проектом. И в рамках фестиваля мы предполагаем премьеру этого спектакля. Кроме того, у нас будет спектакль «Евгений Онегин» в концертном варианте. Он лет 5 назад шел уже в театре, но там шли отдельные сцены, здесь мы расширяем количество сцен, все это будем соединять стихами Пушкина из «Евгения Онегина». Завершим фестиваль балетным триптихом «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Поэт и муза».
— Все это запланировано на конец мая, афиши готовы. Что ещё вы должны сделать к намеченному сроку?
— Есть, тем более что я успел обратить внимание, что здесь немного другой ритм. Здесь подходят ко всем делам более обстоятельно, а сроки, как вы правильно сказали, очень сильно поджимают. Объем работы действительно очень большой, и мы надеемся, что это будет достойно. В театре хорошая атмосфера, живая, актеры нацелены на созидательный труд. Это радует, как и то, что в Махачкале очень доброжелательный зритель – у меня появилась возможность судить об этом, став зрителем нескольких дагестанских спектаклей.
— Удачи вам в достижении намеченных творческих планов и открытий на театральной сцене Дагестана.
Беседовала Сабира Исрапилова