Наиболее динамично среди городов России растет столица Дагестана Махачкала, образующая вместе со своим городом-спутником Каспийском крупную агломерацию с населением более одного миллиона человек.
По масштабам жилищного строительства Махачкалинско-Каспийская агломерация занимает второе место в России после Москвы. Активная урбанизация Дагестана, миграция жителей региона из сел в города требует новых, современных подходов к созданию городской среды. С 90-х годов в городах республики началась своеобразная интеграция городской и сельской культур.
Сегодня как никогда необходимы новые подходы к проектированию и строительству городских объектов, сегодня как никогда важно преобразовать хаотическое строительство многоэтажных аляповатых домов-уродцев в единый архитектурный комплекс нового южного города, которым рано или поздно станет Махачкала. И сегодня как никогда нужно новое поколение архитекторов, наследников лучших зодчих столицы Дагестана, создавших в XIX — XX веках ее неповторимый облик.
Архитектурное отделение в Дагестанском техническом университете
С целью восполнить недостачу в Республике Дагестан в специалистах в Дагестанском государственном техническом университете, на архитектурно-строительном факультете, не так давно создано отделение архитектуры.
По словам Асият Парамазовой, члена Союза художников России, старшего преподавателя кафедры архитектуры ДГТУ: «Архитектор проектирует город в целом и его структурные единицы (центры, районы, ансамбли площадей, магистрали, транспортное оборудование территорий), жилые здания и комплексы, общественные сооружения массового и индивидуального строительства, промышленные здания и объекты благоустройства промышленных территорий, здания и сооружения индустриального производства, садово-парковые объекты, элементы благоустройства на основе взаимодействия архитектуры и ландшафта.
Современный архитектор разрабатывает проекты реставрации архитектурных памятников, реконструкции исторической части городов с включением памятников архитектуры в структуру города. При этом применяет методы и технические средства архитектурного проектирования, процедуры объемного моделирования, приемы графического и макетного выражения идей и замыслов, создание эскиза, предпроектный анализ».
Сегодня работодатели хотят видеть только опытных специалистов. К обязательным требованиям относятся знание и ориентированность во всех течениях и направлениях архитектуры.
Для архитекторов крайне важную роль играет знание компьютерных программ, упрощающих проектирование и расчеты объектов. Однако грамотный архитектор должен уметь передать первоначальный замысел, идею вручную. Для архитекторов необходимо знание основ композиции, академического рисунка, объемного моделирования и колористики.
Архитектура — та область приложения человеческого мастерства, которая связана одновременно и с наукой, и с искусством. У каждого архитектора, как и у каждого художника, свой метод работы. Тем не менее, чтобы спроектировать здание, любой архитектор четко должен представлять себе, каким целям оно служит, каким должно быть место его возведения и какими материалами он располагает.
Художественный образ в архитектуре
Художественный образ в архитектуре — это специфическая для искусства форма отражения действительности и выражения мыслей и чувств архитектора. В архитектуре художественный образ имеет большое значение. Прежде всего это архитектурный облик какого-то конкретного здания, будь то жилой дом, площадь, храм, мост, офисное здание, театр, музей и т. д.
Художественный образ в архитектуре каждого здания должен быть эмоциональным и впечатляющим. Одна из целей архитектуры как вида искусства — вызывать определенный эмоциональный настрой, оказывать впечатление. Здания бывают суровыми и мрачными, замкнутыми и отчужденными от внешнего мира, и, наоборот, привлекательными, светлыми, легкими. Архитектура влияет на наше настроение, вселяет в нас чувство приподнятости или же, в противоположность этому, может создавать угнетенное, подавленное настроение.
Если говорить об эстетической функции архитектуры как вида искусства, то следует отметить, что в различные эпохи у мастеров и наблюдателей были различные вкусы и представления о красоте. Античная архитектура была совершенно чужда египетской, средневековая — античной, архитектура эпохи Возрождения — средневековой и т. п.
Необходимо отметить, что вкусы, художественные критерии в оценке произведений искусств никогда не пребывали в состоянии покоя. Они все время изменялись. То, что нравилось египтянам, было совершенно чуждо грекам. Античное искусство и архитектура завершили свое развитие в IV — V веках н. э., на смену им пришел иной стиль, пришли совершенно иные художественные идеалы. Но и средневековому искусству был положен исторический предел. Следующая эпоха, эпоха Возрождения, отмела средневековые традиции и, стремясь создать новое искусство, стала вдохновляться культурой античной древности.
То, что убеждало в архитектуре людей XIX века, не может быть безоговорочно принято в нашей современности. У нас свои представления о красоте, о прекрасном в искусстве и архитектуре. Художественная сторона архитектуры все время претерпевала изменения, иногда очень сильные, радикальные. Менялись композиционные принципы, принципы построения и оформления фасадов, по-разному понимались и вопросы, связанные с планировкой городов, с ансамблевой застройкой.
Художественная сторона архитектуры, как функциональная и конструктивная ее стороны, является исторической, изменяемой во времени категорией. Сколько бы мы ни рассмотрели зданий разных эпох, создаваемых разными народами, все они заметно отличаются друг от друга, иногда не имея в своем облике ничего общего. В подобных случаях говорят, что здания принадлежат различным стилям.
Выставка студенческих работ
В учебно-административном корпусе ДГТУ состоялось открытие выставки пленэрных работ студентов направления «Архитектура» — «Город глазами будущих архитекторов». Студенты первых курсов рисовали с натуры те здания, которые показались им интересными. Никто не давал им задание нарисовать тот или иной городской объект. Начинающим архитекторам была предоставлена полная свобода творчества. И они нарисовали те здания, художественный образ которых был им ближе по духу. Отметим, что рисунки не повторяли слепо все контуры здания. Студенты, рисуя тот или иной объект, дополняли и трансформировали его во что-то свое.
Открыл мероприятие ректор Дагестанского государственного технического университета, заслуженный деятель науки России, доктор технических наук профессор Тагир Исмаилов. Он рассказал присутствующим об истории создания архитектурного направления в университете и о перспективах развития данного направления для города и республики.
Член Союза архитекторов России Абдулла Абдуразаков, выпускник ДГТУ, поделился своей радостью от того, что работы начинающих архитекторов вызывают неподдельный интерес у публики, при этом заметив, что ценность данного проекта состоит в бережном отношении молодого поколения к архитектурному наследию.
Главный специалист Научно-методического центра Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Мурадхан Кандауров рассказал, что республика давно нуждается в «своих» архитекторах и Дагестанский технический университет своевременно стал готовить специалистов в этой области. Уже два выпуска специалистов по направлению «Архитектура», работая на производстве, зарекомендовали себя с самой лучшей стороны.
Представитель г. Дербента, сотрудник Музея мировых цивилизаций и религий Самиля Наджафова выразила благодарность руководству университета, куратору выставки и авторам работ за творческий подход и желание донести до окружающих красоту архитектурного наследия.
Заведующий кафедрой архитектуры, доктор технических наук профессор Абакар Абакаров отметил большую значимость данного мероприятия как для университета, так и в целом для республики, поскольку это приобщает молодежь к эстетическому восприятию окружающего мира и творческой культуре. Он сказал, что участие в выставках, конференциях, конкурсах является важной составляющей качества подготовки будущих архитекторов, и выразил уверенность в том, что и в будущем такие мероприятия планируется проводить регулярно. Абакар Абакаров поблагодарил ректора ДГТУ Тагира Исмаилова и проректора по научно-инновационной деятельности Елену Павлюченко за помощь и поддержку в организации данной выставки.
На открытии выставки также присутствовали Сабина Рамазанова, член Союза архитекторов РФ; Амирбек Амирбеков, искусствовед, профессор Дагестанского государственного педагогического университета; Сулейман Мугашев, представитель Народного Собрания РД; Наталья Гаджиметова, член Союза дизайнеров России; Гаджи Хаджишалапов, доктор технических наук, декан архитектурно-строительного факультета ДГТУ; Наталья Янкилевич, конструктор ГАУ РД «Республиканский центр сейсмической безопасности».
По инициативе руководства ДГТУ серия графических работ под названием «Город глазами будущих архитекторов» будет передана в дар Музею мировых цивилизаций и религий.
Как сообщила куратор выставки Асият Парамазова, эта выставка – первый смотр работ будущих архитекторов. На ней лучшими являются рисунки Мирзы Карагадаева, Владислава Храмова, Руслана Гусенова, Амиры Магомедовой и Анисы Ибрагимовой. Следующая выставка будет посвящена новым идеям студентов специальности «Архитектура» и их проектам по преобразованию родного города.
Саид Ниналалов