Мы продолжаем серию публикаций о селении Чинар. Корреспондент «МД» побывала в МКОУ «Чинарская СОШ №1» и побеседовала с ее директором Умижат Расуловой.
— Умижат Магомедовна, расскажите немного о себе.
— Родилась и выросла я в с. Цирхе Агульского района. Там же и училась. Хорошо помню вступление в пионерскую организацию, когда нас, активистов, торжественно приняли в пионеры. После окончания школы поступила в ДГПИ. С малых лет мне нравилась профессия учителя.
В СОШ №1 проработала 30 лет. Сначала учителем, а потом четыре года заместителем директора начальных классов. В 2000 году была назначена на должность директора школы.
Всего здесь обучается 452 учащихся. Успеваемость хорошая. Некоторые наши выпускники в настоящее время занимают ответственные, руководящие должности. К примеру, Руслан Ибиев (прокуратура) и Расул Гаджимурадов (врач-нейрохирург) работают в Москве. Многие выпускники трудятся и в нашей школе, являясь хорошими наставниками для подрастающего поколения.
— Как стать хорошим директором?
— Быть всегда и для всех хорошим – трудно. Иногда ради общего дела приходится принимать и жесткие решения. Ведь директор – это не только педагог, администратор, хозяйственник, но и психолог, регулирующий человеческие отношения. У нас в коллективе атмосфера здоровая. И это радует.
— Что можете сказать о ваших педагогах?
— Настоящий учитель – это человек надежный, осознающий свою ответственность. Для педагога важно – суметь найти свой уникальный подход в обучении, что требует огромного терпения и максимума усилий.
Многие учителя нашей школы умеют развивать не только творческие, но и духовно-нравственные способности учащихся, что иногда даже важнее. Спасибо им за весомый вклад в образование.
— А как работаете с «трудными» детьми?
— Прежде всего таким ребятам организовывается помощь, изучаем, в чем их проблемы. Задача школы – создание особого педагогического климата для тех, кого недопоняли, недолюбили, не защитили в сложном мире.
Необходимость работы с проблемными семьями и их детьми с целью сохранения и восстановления детско-родительских отношений не требует доказательств. И она у нас налажена. Мы ищем собственный подход в решении проблем. Устанавливаем причины. У каждой семьи они свои, но есть и общие для всех. Встречи с родителями, посещение на дому, беседы, тестирование – как родителей, так и детей. Нужна системная работа всех участников обучения и воспитания.
— Есть проблемы у школы?
— Школьное здание старое, оно не соответствует количеству обучающихся (рассчитано на 320 мест).
— Какой вы бы хотели видеть школу завтрашнего дня?
— Успешной и процветающей. Чтобы каждый педагог и учащийся мог себя реализовать.
Мне кажется, ученики должны ставить перед собой достижимые цели. Никто не отменял и самостоятельную подготовку, стремление к знаниям. Если постоянно изучать материал, индивидуально работать и совершенствоваться, можно научиться решать возникающие в жизни проблемы.
— Чем отличается нынешняя молодежь от той, когда учились вы?
— Разговор о поколениях почти всегда перерастает в обмен воспоминаниями: «А помните, в наше время?..» Старшее поколение смотрит на молодёжь чаще осуждающе. Противоречивость взглядов зависит от жизненного опыта и мировоззрения.
Отличий много, ведь и время не стоит на месте, прогресс диктует свои правила. Хотелось бы, чтобы молодежь больше читала. Раньше мы стояли в очереди за хорошими книгами, большую часть зарплаты тратили на литературу. Сейчас, когда доступна любая книга, интерес к чтению упал.
— Посещают ли дети школьную библиотеку? Или все пользуются современными технологиями?
— Чтение помогает развивать мышление, творческие навыки и различные умения. Книга формирует развитие речи у учащихся. Хотя глупо отрицать, что в последнее время большинство ребят отдает предпочтение компьютерам и Интернету. Но для рефератов или каких-то школьных мероприятий пользуются и библиотекой.
— Чем, кроме хорошей учебы своих учеников, вы можете гордиться?
— И учащиеся, и наш педколлектив активно участвуют в жизни школы. В спортивных мероприятиях на муниципальном уровне учителя заняли 3-е призовое место (среди школ района), 1-е – в районном конкурсе педагогов общеобразовательных школ «Инсценированная песня военных лет», посвященном 70-летию Великой Победы.
Учащиеся заняли 2-е место в КВНе между школами района. А на днях состоялся праздник «Прощание с азбукой» и «Последний звонок».
— Ваше отношение к ЕГЭ?
— С одной стороны, это испытание для выпускников, причем довольно сложное. С другой, ЕГЭ – это единственная независимая оценка труда ученика и учителя.
— Имеет ли смысл тем, кто уже получил высшее образование, возвращаться в Чинар? Каковы перспективы?
— Думаю, да. Разве в селе не нужны хорошие специалисты: врачи, учителя и т.д.? Например, нашей школе нужен еще один учитель математики. Мы бы с радостью приняли его на работу.
— Так в чем проблема?
— Не все варианты нам подходят. Чтобы трудоустроиться, нужны прочные знания, полученные в вузе, и личностные качества – в целях рационального использования их в системе образования школы.
— Ваше отношение к школьной форме?
— Она настраивает учеников на деловое учебное взаимодействие.
— Есть ли у вас совет школы?
— Да. Он состоит из 10 членов: 2 представителя учащихся 10 — 11 классов, 4 родителя, 4 педагогических работника.
На совете решаются вопросы защиты прав учащихся, работников школы; рассматриваются факты нарушения Устава школы и т.д.
— Многие учителя говорят, что школа не отвечает за воспитание ребенка, мол, этим должна заниматься семья…
— В процессе воспитания и формирования личности участвуют как родители, так и учителя. Многое закладывается в семье, а школа передает воспитанникам положительный опыт, накопленный старшими поколениями.
Регина Курбанова