Когда я учился в автошколе, а было это в середине шестидесятых годов, экзамены по вождению в ГАИ принимал лейтенант Тимур (его все так и звали), а по правилам дорожного движения — капитан Романов по прозвищу Капитан Прикол. Мои ровесники должны их хорошо помнить, потому что они были единственными и неповторимыми.
Хочу заметить, учились в то время все. Самая большая поблажка, на которую можно было рассчитывать, это просто числиться в группе и приходить изредка. Для этого ты должен был быть сыном или племянником какого-нибудь высокопоставленного чиновника уровня обкома партии. Были и иные, исключительные варианты, как, например, со мной. Первый раз поступив в автошколу, я закончил курсы, но за день до сдачи экзаменов оказался за решеткой. Когда освободился, мне ничего не оставалось делать, как снова поступить учиться, но чему? Я и так, можно сказать, с детства был за рулем, еще даже до педалей не доставал, а уже «рулил». Отец, три дяди, старший брат — все были шоферами. Но мне все равно пришлось закончить автошколу. А тут опять идти по кругу. Зная все это, руководство определило меня инструктором по вождению. Негласно, конечно. Но пока моя группа не закончила учебу, а она длилась 5,5 месяцев, прав я не получил.
Так вот, если даже ты и сдавал экзамен успешно, тем не менее, побочных вопросов, с подковыркой, все равно было не избежать. Ответивший на них с такой же точностью, как и на основном экзамене, мог претендовать на более престижное место работы. Дело в том, что за нашу учебу платили организации, где не хватало водителей из-за небольшой оплаты. В нашем случае после успешно сданных экзаменов все мы направлялись в ГАПТ–2, на контейнеровозы. Это в Редукторном поселке. Контейнерная площадка и по сей день там. Нетрудно догадаться, что мастером на эти подковырки был капитан Романов, ведь он и принимал экзамены в ГАИ.
Был у нас в группе парнишка, сейчас не помню его имя, назовем его Саша, который в полном смысле этого слова был примером во всем. Он и учился прекрасно, и общественной деятельностью занимался, и успел жениться в свои неполные девятнадцать, в общем, везде успевал. Потому неудивительно, что выбор Романова пал именно на него. В тот момент аудитория замерла, когда капитан Романов стал задавать свой каверзный вопрос. Ведь мы много слышали об этом его методе тестирования, но никогда не видели.
Итак, вопрос: «Представь себе, ты едешь по пустыне и у тебя закипела вода в радиаторе. Взяв ведро, ты отправился на ее поиски, а возвратившись, увидел, как у тебя из радиатора верблюд воду пьет. Твои действия?» Аудитория в классе замерла. Я еще даже не успел хорошенько поразмыслить над этим вопросом, как у Саши был готов ответ:
— Я вытащу карданный вал и ударю верблюда по горбу.
— Интересно, как ты его сможешь так прям сразу и вытащить? — с заметной ухмылкой спросил Капитан Прикол у начинающего водителя.
— Точно так же, как верблюд сможет пить воду из горлышка радиатора.
Здесь надо заметить, что речь шла об автомобиле «ГАЗ-51», который нынешнее поколение может увидеть разве что в телевизионной хронике. Горлышко радиатора у него было в радиусе равно горлышку бутылки из-под кефира.
Вспомнил я о своих юных годах не зря, ибо с подобным столкнулся совсем недавно, и, к сожалению, не раз. Возвращаясь из своего родового села Леваши домой в Махачкалу, на отрезке пути между Манасом и аэропортом я был очевидцем того, как у автомобиля «ЗИЛ-555» (самосвал) прямо по ходу движения упал тот самый карданный вал, о котором когда-то упомянул Капитан Прикол. Однако увиденное точно не было приколом. Благо кардан упал в районе редуктора. Если бы он упал в том месте, где крепится к коробке передач, машина по ходу движения стала бы на дыбы, и кто знает, чем бы все закончилось, но авария была бы мама не горюй. Я тогда еще подумал, как может водитель, пусть и в условиях горного села, содержать машину в таком безобразном состоянии.
Но это еще цветочки. Ягодки были тогда, когда я недавно увидел в «Фейсбуке» фото пассажирской «ГАЗели», у которой отвалился задний мост. Это произошло 18 мая на ул. Гаджиева, прямо напротив телестудии. Это как же нужно наплевательски относиться к автомобилю, чтобы по ходу движения отвалился задний мост вместе с колесами? У меня просто слов нет. Я даже не могу себе представить, что бы произошло, если бы в подобной ситуации сзади, как это практикуется у «маршрутников», в автомобиле стоял газовый баллон. Вырвавшись с корнем, задний мост обязательно дал бы искру. Этого бы хватило, чтобы автомобиль взлетел на воздух. А если бы вдруг то же самое произошло чуть ниже, на спуске, в районе кладбища? И подобного рода безобразия — куда ни глянь, буквально во всем. Будто мы на другой планете живем. Не то что в других регионах России, но и ни в одной республике Северного Кавказа такого нет и быть не может.
Хотелось бы, чтобы люди, проверяющие техническое состояние транспорта, сотрудники ГИБДД и иже с ними взяли на контроль эти вопиющие факты халатности и непрофессионализма водителей, не позволяли выезжать на линию на неисправном авто, тем самым рискуя жизнью горожан. А мы можем лишь порекомендовать пассажирам не садиться в неисправный транспорт, особенно если увидят сзади газовые баллоны.
Заур Зугумов