В Дагестане много талантливых творческих людей — писателей, поэтов, художников, певцов, актеров, а также фотографов. Нам так и не известно до конца, кто же такой фотограф? В Википедии дается следующее определение: «Фотограф — это человек, создающий фотографии с помощью фотоаппарата».
Согласна, но фотограф — прежде всего художник. Он всегда по ту сторону фотоаппарата, это человек, обладающий выдержкой, свежим взглядом, живой энергией и желанием создать что-либо новое, яркое и необычное. Мне довелось познакомиться с одним из таких художников — с Магомедшапи Чупалаевым. Это невероятно грамотный и очень интересный человек. Именно ему я написала в социальной сети и задала несколько вопросов.
— Магомедшапи, как давно вы занимаетесь фотографией?
— Меня давно интересовало фотодело, но заниматься этим постоянно и профессионально не хочется. Всегда всем говорю, что я не фотограф, а скорее техник, который любит изучать новую технику и различные приборы, их конструкцию и применение. Не могу называть себя фотографом, потому что у меня нет своего стиля или направления. Например, есть пейзажисты, портретисты, объекторы, макро-фотографы. Я, конечно, сам придумал такие названия, но, думаю, все поймут, о чем речь. Я не выбирал направление и стиль, но говорят, что у меня хорошо получаются определенные композиции, объекты. А самой фотографией, как увлечением, занимаюсь недавно, уже, наверное, третий год.
— Обучались фотоделу или же вы самоучка?
— Учился сам, методом проб и ошибок. Даже книжки и статьи не читал. Вот только недавно начал смотреть видеоуроки, чтобы узнать что-то новое. Друзья иногда подсказывали, что и как делать, но это все, опять-таки, относится к технике. А что касается подбора экспозиции, выбора удачного ракурса — это пришло само, со временем.
— Возникали какие-нибудь сложности?
— В самом начале была большая проблема из-за моего роста. Все люди получались сверху вниз, и картинка портилась, пока мне не сказали об этом. Затем я стал исправляться и уже рассчитываю уровень съемки.
— Как, по-вашему, какие составляющие у хорошей фотографии?
— Мне кажется, на хорошей фотографии должен быть четко определен акцент на деталях, которые хочет показать фотограф. Он должен суметь заставить зрителя обратить внимание именно на то, что он сам увидел. Лучше всего получаются и большим интересом пользуются фотографии, передающие чувства людей. А ценность фотографии придает жертва фотографа, силы, которые он потратил ради этого кадра и для того, чтобы передать свои чувства зрителю.
— Очень много начинающих фотографов снимают всё и вся на своем пути, совершенно не понимая, что за этим кроется своя техника. Возможно ли научиться правильно подбирать экспозицию и ракурс? Может, есть какие-то технические советы из личного опыта?
— Да, есть. Дать им в руки пленочный фотоаппарат, где у тебя нет права на ошибки и ты не можешь посмотреть результат, пока не проявишь фотографии. Пусть ценят кадры. А если серьезно, конечно же, есть очень много советов по экспозиции. Например, нельзя фотографировать часть человека: половину туловища, руку, ногу. Если вы делаете снимок группы людей, то все должны быть полноценны и с нормальными лицами. Нужно также следить за мимикой и жестами. Это важно. Лучше делать снимки, когда люди не двигаются. Ещё, когда фотографируете одного человека, его лицо, то не ставьте его по центру. Лучше сдвинуть камеру и чтобы лицо было с краю, так больше акцента и нет симметрии, так как её отсутствие привлекает больше внимания.
— Спасибо. Очень полезные советы. Как я заметила, вы очень часто фотографируете людей в самых неожиданных ситуациях. А какие снимки лучше получаются — спонтанные или подготовленные?
— Я еще никогда не делал подготовленных снимков, только когда друзья или знакомые просили сфотографировать их вместе. А остальные фотографии абсолютно спонтанны, так как фотографировать людей приятней всего, когда они не видят фотоаппарат, направленный на них, а занимаются своим делом. Например, идешь ты по городу и вдруг видишь удачный кадр, но чаще всего ты его упускаешь из-за отсутствия под рукой фотоаппарата. А иногда просто не успеваешь достать из кармана телефон.
— Вы сами фотогеничны?
— Нет, у меня не получается изобразить фотогеничную гримасу на своем лице. Только если меня сфотографируют неожиданно. Но могу добавить, что не все люди фотогеничны. Просто у каждого есть свой стиль и образ.
— А есть что-то необычное, что бы хотелось сфотографировать?
— Это, наверное, только Космос: звезды, планеты, галактики.
— К вопросу о технике. Какой пользуетесь вы и что бы посоветовали начинающим фотографам, поскольку сейчас очень многие сталкиваются с проблемой — «Canon» или «Nikon»?
— Я пользуюсь абсолютно разной техникой. Она не лично моя. У меня только пленочные фотоаппараты. Я еще не выбрал подходящий, чтобы его купить. А начинающим фотографам не хочу советовать определенный тип. Могу лишь сказать: лучше покупать фотоаппарат, который позволяет ваш карман. Очень многое зависит от самого фотографа, а уже потом — от техники. Что касается вечного спора «Canon» или «Nikon», то это похоже на спор «IPhone» или «Android». «Canon» проще в использовании, более автоматизирован, и он подходит для обычных фотографов. А «Nikon» немного сложнее, имеет больше настроек и возможностей для развития, но придется помучаться.
— Кстати, недавно я узнала о вас не только как о фотографе, но и как о коллекционере. Как пришла идея коллекционировать фотоаппараты?
— Первым фотоаппаратом стал «Зенит ЕТ-11»1985 года. Он мне достался от дедушки. Совсем недавно меня вдруг заинтересовал сам фотоаппарат, и я начал изучать его конструкцию и механизмы. Затем нашел в объявлении «Любитель 166», он отличается от других и имеет другую форму. Потом начал изучать фотоаппараты 20 века и понял, что их бесчисленное множество. Так я решил, что это будет отличным хобби для меня. Вот, собственно, уже 3 месяца, а у меня в коллекции 12 фотоаппаратов. Многие я восстановил и реставрировал вручную, они были грязными, потертыми, механизмы — ржавыми. А сейчас уже знакомые интересуются, спрашивают. Близкий друг добавил в мою коллекцию свой первый фотоаппарат, сказав, что в моих руках будет надежнее.
— Вот вы сказали, что фотоаппараты реставрируете сами. Вы — техник?
— Любитель, но с техникой я на “ты”. В свое время я ремонтировал телефоны и планшеты. Были еще компьютеры, автомобили и даже соседский утюг. Это тоже было моим хобби и ограничивалось техникой друзей. Сейчас занимаюсь только фотоаппаратами.
— Очень интересно. А есть какая-нибудь «жемчужина» в вашей коллекции, то, чем вы гордитесь больше всего?
— Конечно. Фотоаппарат 1930 года – «Balda Juwella Anastigmat». Еще есть широкоформатный — "Искра". Это второй флагман коллекции.
— Хорошо. Напоследок, может, какое-нибудь пожелание будущим фотографам?
— Не слушайте никого. Делайте так, как считаете нужным. Не ставьте себе рамки. Ваша фотография — это ваше видение мира.
Эсмира Алиева,
студентка 1 курса ОЖ ДГУ