Когда оказываешься на территории Кизилюртовской гимназии №5, приходишь в неописуемый восторг. Ощущение такое, будто приехала в санаторий. Учебное здание окружают хвойные и фруктовые деревья, немыслимой красоты цветники. Вокруг памятника павшим героям в Великой Отечественной войне все асфальтировано, благоустроено. С уверенностью можно констатировать, что дети здесь находятся в экологически чистой зоне. |
Всё начинается с руководителя. В маленьком кабинете директора меня встретила невысокая женщина с мудрым и добрым взглядом.
Айзанат Валиевна Мусалаева в директорском кресле 27 лет, можно сказать, со дня основания гимназии.
— Мы со своего пришкольного приусадебного участка собираем хорошие урожаи, — охотно делится своими мыслями Айзанат Валиевна. — В столовой повара из фруктов варят компоты. Готовят салаты из свежих огурцов и помидоров. Экологически чистые овощи и фрукты выращиваем сами своими силами.
Воспитываем детей трудом. Они должны знать сельское хозяйство, где, что и как растёт.
У нас есть и птичий двор. Утки, куры, гуси. Они находятся в чистых водоёмах. Специально для них выращиваем улиток. Водоёмы постоянно чистим, чтобы там не завелась бацилла.
На вопрос, дают ли детям витаминизированные чаи, Мусалаева грустно ответила, что нет, так как много детей–аллергиков. И не всякая трава им пойдёт на пользу. А вот с компотами вопрос решён. Тот же самый витаминизированный напиток.
Мечтала ли она в детстве об учительской карьере? Оказывается, в школе больше любила точные науки и собиралась посвятить свою жизнь медицине. Часто видела себя в белом халате, но когда получила аттестат, скоропостижно скончался дядя, и Айзанат не успела на вступительные экзамены в медицинский институт.
У отца же насчёт дочери были другие планы. Он привёл следующие аргументы: «Твой дед был учёным-арабистом, твои сестры (трое) связали свои жизни с учительством, мои снохи тоже работают в школе. Учитель — это самая гуманная и человечная профессия на земле».
Против таких слов возра-зить было нечего, и Айзанат Валиевна легко поступила в Дагестанский педагогический институт. На филологическое отделение.
Слушая директора, я вспомнила сценку, увиденную в одной из школ Кизилюртовского района. Я утром торопилась в школу, а впереди меня шли мама с дочкой. Женщина в сердцах резко сказала девочке: «Учись хоть как-нибудь, может быть, хотя бы учительницей станешь!»
Когда я передала услышанное директору Мусалаевой, она даже не улыбнулась. А, напротив, еще больше загрустила.
— К глубокому прискорбию, многие родители труд учителя воспринимают как лёгкий и незначительный, а ведь учитель — великая профессия… Несомненно, ученики должны уважать своих наставников, но только если это уважение будут поддерживать родители. Есть же такое мнение, что ученик в первую очередь должен выражать почтение своему наставнику, второе – смиренно задавать вопросы, так как только тот познает мир, кто любознателен, третье – служить учителю. Важно, чтобы ученик не просто слушал учителя, а слышал и понимал его.
К примеру, в классе тридцать детей, они слышат одну и ту же информацию, но у них совершенно различное восприятие, отчего? Потому что у них разный настрой: кто-то слушает с вызовом, кто-то — просто с любопытством, а кто-то — с жаждой понять, с желанием принять и изменить свое сознание. Казалось бы, информация одна и та же, но эффект различный. Если ученик слушает учителя с правильным умонастроением, вся его жизнь изменится. Он не просто будет слушать — он услышит, эта информация запомнится и войдет в его сердце.
— Айзанат Валиевна, хочу вам возразить. Если, к примеру, я пошла на лекцию и заплатила деньги, а мне лектор рассказывает совсем не то, что хотела от него услышать, как я могу его слушать с уважением? Я просто встану и уйду с его лекции. К тому же, мне будет жалко и тех денег, что ему отдала. Думаю, любого человека, от которого мы что-то получаем для себя, можем считать нашим учителем.
— Есть разные учителя. К сожалению, в последние годы в школы приходят слабые преподаватели. А дети быстро это улавливают. Даже то, что учитель является на урок без плана, неподготовленный к работе, отражается на качестве знаний. Потому что весь урок он будет блуждать, теряться, дети почувствуют, начнут шуметь, отвлекаться. Нельзя научиться у того, кого не любишь и кому не веришь.
Только профессионалы способны вывести из темноты в свет тех, кто там блуждает. Возьму для примера нашего учителя ОБЖ Хирамагомеда Гитинмагомедовича Омарова. Он так увлекает мальчишек этими строевыми, парадами, конкурсами, состязаниями, слётами по туризму, что школьники за ним буквально ходят по пятам. Омаров все свои уроки проводит в патриотическом ключе.
Мы для мальчишек приобрели два пневматических автомата. И наши гимназисты его разбирают и собирают с закрытыми глазами. И на городских, республиканских сборах наши команды занимают только призовые места. К слову, наша гимназия в России считается одной из лучших по военно-патриотическому воспитанию.
Одним словом, каждый учитель передаёт будущему поколению свою модель поведения. Давно замечено, что у весёлого преподавателя ученики оптимисты, у уставшего и несчастливого – инфантильные и равнодушные…
— Вот вы сказали, что одна из задач детей – это служить учителю? Что это означает?
— Один из способов служить учителю — делиться полученными от него знаниями с другими. Знания не должны находиться в человеке мёртвым грузом, они должны помогать другим подниматься на новый уровень нравственности.
— Я поняла вас. Даже анекдот такой есть. Учительница заходит в учительскую и делится своим открытием: «Я один раз рассказала своим детям — ничего не понимают, второй раз рассказала — опять не понимают, я даже сама уже всё поняла, а они все равно не понимают».
Каждый раз, рассказывая одну и ту же историю, мы можем анализировать её по-разному. Приведу пример.
Моя знакомая отправила свою дочь в Москву на учебу вместе с подругой-одноклассницей. Они там снимали квартиру. Моя знакомая с возмущением мне рассказала, что подруга дочери оказалась мерзавкой, сидела на шее у её дочери. Поэтому она для своего любимого и несчастного дитя теперь снимает отдельную квартиру. Выслушав знакомую, я ей возразила и привела свои аргументы: во-первых, спасибо скажите подруге дочери, так как она оказалась хорошим психологом и очень быстро вычислила, что вашей дочерью можно манипулировать. Второе: ваша дочь себя повела обиженной и оскорбленной только потому, что знает: вы ради неё на всё пойдёте, ведь вы сразу нашли ей отдельную квартиру. А в столице это дорогое удовольствие. Вашей дочери наплевать на то, что вы и ваш муж ради неё работаете на двух работах. Она тоже у вас хороший психолог. Но всё делает для себя. Вы с мужем её меньше всего интересуете. Вы вырастили эгоистку с большой буквы…
После этого разговора знакомая перестала со мной общаться. А ведь эту историю она рассказала нескольким людям, но те, по всей видимости, молча ей поддакивали, не вникая в суть проблемы. А мои правдивые слова произвели на неё удручающее впечатление. Хотя, я думаю, они возымеют на неё какое-то действие. И заставят задуматься…
— Несомненно. Но всё же авторитет учителя, особенно у первоклассников, бесспорен. Они так и говорят своим родителям, что те не правы, а права только их учительница, что бы она им не сказала. Хотя с годами дети быстро находят слабые места у учителя и начинают проявлять свой характер. Поэтому педагог должен быть хорошим психологом и просчитывать своё поведение наперёд. Ему нужно правильно смотреть на мир вокруг, правильно строить отношения со своими учениками и их родителями. Позитивно влиять на них.
— А что скажете о роли родителей в деле воспитания подрастающего поколения? Они же чаще всего негодуют по поводу слабой работы учителей.
— Дети учатся в основном только за счет личного примера. Родители должны знать, что настоящее образование ребёнок получает с 5 до 15 лет. Именно в этом возрасте своим примером взрослые показывают ему, как нужно общаться с другими, как себя вести в обществе. И взрослые должны с ними общаться на равных, уважая их мнение и доводы. Уважать – это значит, что интересы детей мы, взрослые, признаем не меньше, чем свои собственные. Даже Всевышний не вмешивается в свободу выбора человека, даже Он признает, что человек имеет право иметь свою точку зрения, свои интересы. И у подростков есть своё мнение, свои желания, взгляды на жизнь, и к ним надо прислушаться.
Конечно, можно пойти лёгким путём, прикрикнуть на ученика, дескать, мал ещё иметь своё мнение, не дорос, чтобы возражать учителю, и так далее. Но это только проявление слабости учителя. Да, лучший способ уничтожить отношения со своими воспитанниками — это пренебречь ими, не выразить им своего уважения.
Общаться на равных значит, что после пятнадцати лет дети должны быть самостоятельными. Особенно это касается мальчиков. Они — будущие хозяева, отцы. Даже если приходится их наказывать, то только уважая их как личность. Родители и учителя — естественные союзники. Только если они будут с должным уважением относиться друг к другу и к ребенку, можно рассчитывать на успех в деле обучения и воспитания личности с большой буквы.
Вера ЛЬВОВА, фото автора