В последнее воскресенье июля вот уже 79 лет в нашей стране отмечается профессиональный праздник военных моряков — День Военно-Морского флота.
Он имеет большую историю: 301 год – в августе 1714 г. русский флот под командованием Петра I одержал свою первую победу. Тогда и зародилась традиция по случаю побед на море выстраивать корабли и палить из всех пушек. В Советском Союзе с 1923 года проводилась «Неделя Красного флота». Необходимо заметить, что этот праздник начали отмечать с 1939 г. по инициативе выдающегося советского флотоводца, Героя Советского Союза, адмирала флота СССР Николая Герасимовича Кузнецова.
Всегда считалось, что Дагестан, хоть он и находился на берегу моря, сухопутная республика. Да, многим из ее жителей приходилось служить в военно-морском флоте, но это два-три года. А вот связать с ним свою судьбу решались не многие. Но таких набралось шесть человек – уроженцев Дагестана, которые стали адмиралами.
Первым в этом ряду идет Авраамий Богданович Асланбеков (Ибрагим бек Аллахверди бек оглу Асланбеков) — российский флотоводец и историк флота, вице-адмирал. Он родился в Баку 20 сентября 1822 г. С 13 лет направлен в Морской кадетский корпус в С.-Петербурге, обучение закончил в 1837 г. В 1837 — 1838 гг. проходит службу на фрегатах «Прозерпина» и «Александр Невский». В 1839 — 1842 гг. обучается на гидрографическом отделении Офицерского класса и направлен на Черноморский флот с произведением в лейтенанты флота. Ходил на кораблях «Селафаил», «Варшава», бриге «Фемистокл», Участвовал в высадках десанта у абхазских берегов и боях с горцами. Во время Крымской войны 1853 — 1856 гг. участвовал в военных действиях, будучи командиром тендера «Поспешный», с 1854 г. — парохода-фрегата «Эльбрус», на котором А. Б. Асланбеков четыре раза выходил в крейсерство к Константинополю. До самого конца осады находился в гарнизоне Севастополя. В 1872 г. — на праздновании 200-летия Петра I командовал ботиком Петра во время торжественной церемонии плавания по Москве-реке. С 1 января 1862 г. – капитан 2 ранга. В 1864 г. назначен командиром винтового линейного корабля «Ретвизан», с 1866 г. – капитан 1 ранга. В 1878 г. произведен в контр-адмиралы, а 22 сентября 1887 г. – в вице-адмиралы. В 1881 г. во главе трех кораблей отряда совершил плавание по Тихому океану, посетив Канаду, США, Гавайи, Таити, Австралию и Индонезию. В 1888 г. избран действительным членом Императорского Русского Географического Общества. В 1898 г. вице-адмирал А. Б. Асланбеков вышел в отставку. Его именем в 1882 г. названы открытые и описанные экспедицией клипера «Пластун» пролив в Охотском море и полуостров на Сахалине.
Затем уже в XX веке сразу пятеро дагестанцев получили высокое звание адмиралов. Это — Израиль Борисович Разгон, братья Лезгинцевы — Георгий Михайлович и Михаил Михайлович, Генрих (Исмаил) Алиевич Гасанов и Альберт Имадутдинович Гаджиев.
Израиль Борисович Разгон — советский военно-морской деятель, корпусной комиссар. Он родился 1 января 1892 г. в Темир-Хан-Шуре, окончил гимназию и коммерческое училище, из института был исключен. За революционную деятельность сидел в тюрьме. Участник Первой мировой войны, награжден четырьмя Георгиевскими крестами. С 1918 г. в РККА. В Гражданскую войну — командир полка. С апреля 1923 по 1924 год — помощник военного назира и командующий армией Бухарской Народной Республики. С 1925 г. в Китае (под фамилией Ольгин) — заместитель начальника Южнокитайской группы военных советников по политической части, советник Центральной военной школы. По требованию Чан Кайши покинул Китай 21 марта 1926 г. (вместе с Н. Куйбышевым и В. Рогачевым). С 1926 г. — военком и начальник Гидрографического управления ВМС. С мая 1932 г. — помощник командующего Морскими силами Черного моря. С февраля 1936 г. — помощник командующего Балтийским флотом по материальному обеспечению, командир Главного военного порта БФ. С марта 1937 г. — начальник Управления вооружения Морских сил РККА. Арестован 16 августа 1937 г., 2 декабря по обвинению в участии в военном заговоре приговорен к расстрелу. В тот же день был расстрелян.
Георгий Михайлович Лезгинцев — контр-адмирал, доктор геологических наук и писатель. Он родился в 1914 г. в Москве. В 1937 г. окончил Ленинградский горный институт и начал работать геологом на золотых приисках Сибири. Долгие годы руководил институтом «Гидрозолотоцветметпроект». Его научные труды получили за рубежом широкую известность. Г. М. Лезгинцев был автором более 70 изобретений, 5 из которых запатентованы в США, Канаде, Англии, Японии и в других странах. Свободное время отдавал литературному творчеству, он автор таких романов, как «Рудознатцы» «На Севере», «Инженер Северцев», «Человек с гор» и ряда повестей. Георгий Лезгинцев неоднократно становился лауреатом государственных премий по науке и литературе.
Михаил Михайлович Лезгинцев — 1931 г. рождения, уроженец г. Ленинграда, с июля 1949-го по ноябрь 1953 года проходил службу курсантом первого Балтийского высшего военно-морского училища. С ноября 1953 г. по июль 1975 г. — на командных должностях в частях Тихоокеанского и Черноморского флотов. В 1970 году окончил Военно-Морскую ордена Ленина академию. Последняя должность — уполномоченный Черноморской группы Госприемки кораблей Военно-Морского флота. Михаил Михайлович Лезгинцев 1 декабря 1977 г. на центральном посту новейшей субмарины в возрасте 46 лет при выполнении государственного задания оборонного значения умер от инфаркта миокарда, похоронен 3 декабря 1977 г. на городском кладбище г. Севастополя.
К сожалению, очень скудная информация об их брате — Игоре Михайловиче Лезгинцеве, который после окончания Ленинградского первого балтийского высшего военно-морского училища, с ноября 1953 г. до сентября 1957 г., проходил службу в бригаде подводных лодок Тихоокеанского флота. Далее его следы теряются.
Генрих (Исмаил) Алиевич Гасанов — судостроитель, специалист в области кораблестроения и проектирования корабельных паровых котлов и парогенераторов, генеральный конструктор атомных двигателей-реакторов морских кораблей. Лауреат Сталинской премии, Ленинской премии. Герой Социалистического Труда. Он родился 8 июля 1910 г.в г. Дербенте Дагестанской области. Окончил Ленинградский кораблестроительный институт в 1935 году и был направлен на работу в ЦКБ Балтийского судостроительного завода имени Серго Орджоникидзе. В 1938 г. возглавил группу проектировщиков корабельных паровых котлов. В годы Великой Отечественной войны продолжил работу в ЦКБ-17, специализировавшемся на создании боевых кораблей. С 1946 г. — главный конструктор и начальник центрального конструкторского бюро при Балтийском заводе. С 1959 г. — доцент кафедры котлов Ленинградского кораблестроительного института, а с 1966 г. — доктор технических наук по теории и проектированию судовых парогенераторов, профессор.
Альберт Имадутдинович Гаджиев – военный и государственный деятель, контр-адмирал. Он родился 7 апреля 1936 г. в Буйнакске. После окончания в 1958 г. Ленинградского военно-морского политического училища начинает службу в отдельной бригаде подводных лодок Тихоокеанского флота, где дослужился до начальника политотдела дивизии крейсерских подводных лодок Северного флота. Кроме того, он окончил Военно-политическую академию им. В. И. Ленина, работал первым заместителем начальника политотдела краснознаменной каспийской флотилии. В 1984 г. А. Гаджиеву было присвоено воинское звание контр-адмирала. После выхода в отставку работал советником министра по делам молодежи и туризма РД.
Можно вспомнить еще одного человека. Он хоть и не был уроженцем Дагестана, но провел последние годы своей жизни в Темир-Хан-Шуре, работая архитектором. Это контр-адмирал в отставке, участник обороны Севастополя во время войны 1854 – 55 гг. Петр Антонович Шмидт. Он скончался в 1902 г. и похоронен на городском кладбище. Некоторые историки предполагают, что он является отцом небезызвестного лейтенанта Петра Шмидта, возглавившего в 1905 г. восстание в Севастополе на крейсере «Очаков».
Наталья Табунщикова