Звонок будильника. Ты спросонья тянешься, смотришь на время и понимаешь: пора собираться в школу. Пока ты будишь сестру, мама готовит завтрак. И вот все за кухонным столом. Ты берешь пульт от телевизора, быстро переключаешь каналы и натыкаешься на любимый мультфильм «Ну, погоди!», который подходит к концу, и начинаются «Приключения Джимми Нейтрона» — о мальчике-гении, который всегда мотивировал детей учиться, потому что хотелось быть таким же умным, как он. И вся семья, несмотря на разницу в возрасте, с интересом смотрит эти мультфильмы.
Прекрасное доброе утро, согласны? Так начиналось утро в моей семье в мои школьные годы. Думаю, и у других оно было схоже с моим.
А что теперь? Мама так же колдует на кухне, папа собирается на работу. Изменилось лишь то, что мы с сестрой теперь «снаряжаемся» в университет. Выйдя на кухню, я первая хватаюсь за пульт (видимо, по детской привычке), но натыкаюсь на непонятный китайский мультик… Я задаю себе вопрос: «А где же старые добрые мультфильмы?» Увы, теперь их так просто не найти. И теперь, когда мое утро лишено чего-то родного, я переключаюсь на другие утренние передачи.
Но самое страшное, что нынешние дети, которые собираются в школу, будут смотреть обделенные смыслом мультфильмы. Об этом и о том, какое влияние современные мультфильмы оказывают на детей, я решила поговорить с начинающим психологом Эльмирой Амирахмедовой.
— Как вы считаете, нужны ли вообще мультфильмы?
— Да, безусловно.
— Какая разница между старыми отечественными и современными мультфильмами?
— Большая. Заключается она в том, что старые отечественные мультфильмы имели умеренную цветовую гамму, адекватные формы, персонажи были реалистично раскрашены (не было, например, фиолетовых медведей). В них не было также сильного контраста добра и зла. Добрых персонажей было больше, да и злые были злыми не постоянно, нам показывали путь их трансформации в добрых. Объяснялись причины, по которым персонаж сделался злым: отсутствие любви и друзей, издевки и т. д. Такой мультфильм — красочный, добрый и поучительный вариант приобщения ребенка к реальности. В основе современных мультфильмов, особенно зарубежных, лежат насилие, месть, страдания, что для ребенка становится нормой: нормально — шутить над слабыми, нормально — делать больно, нормально — прыгать с крыши и приземляться целым. Не удивляйтесь, если ребенок, насмотревшись подобных вредных мультфильмов, захочет выпрыгнуть из окна, чтобы взлететь. Во всем этом хаосе имеется добрый персонаж, призванный все уладить, но нет последовательной цепи преображения зла в добро. Вообще нет самого преображения — это может привести к развитию категоричности, то есть ребенок будет видеть мир черно-белым, кидаться из крайности в крайность.
— Являются ли мультфильмы средством влияния?
— Безусловно. Желательно, чтобы родители не усаживали совсем маленьких детей за просмотр мультфильмов (хотя бы до 3 лет). Допустим, ребенок дошкольного возраста (4–7 лет) смотрит мультфильм. В этом возрасте основным видом деятельности является игра. В играх дети копируют поведение родителей, позже начинают собираться группами, распределяют роли и ведут себя в соответствии с ними. Спрашивается, откуда они берут эти роли? Как один из весомых вариантов — мультфильмы. Я часто вижу девочек, которые примеряют на себя роль какой-либо феи из мультика «Винкс». Я посмотрела его, так вот феи-школьницы там одеты как минимум вульгарно и имеют сформированное тело, что не характерно для такого возраста. Вся их жизнь — это тусовки, борьба с чудовищами и любовь. Причем любовь их весьма неоднозначна и предполагает смену партнеров. Так что вырастет из девочки, которая с таким удовольствием примеряет на себя роль одной из фей? При дальнейшей поддержке внешних и внутренних факторов вырастет вышеописанная «фея».
— Почему так важна проблема выбора мультфильмов для детей?
— Дети — будущие взрослые. Поколения сменяются, а вместе с ними и все общество, ценности, традиции, правила, запреты, убеждения и т. д. Эти маленькие люди не всегда будут такими маленькими, пройдет время — и они будут сидеть в правительстве, поликлиниках, салонах красоты, лабораториях. Они будут строить новый мир. А каким он будет, если основа личности была подпорчена? Я думаю, это приведет к краху и разрушению. Одно испорченное поколение будет портить другое. Конечно, я рассмотрела вопрос масштабно, но это не приуменьшает важность этих слов. Развитие должно быть здоровым, а для этого нужны социализированные, гибкие личности.
— Какие мультфильмы желательно смотреть, а какие — нет?
— Желательно смотреть советские. Такие как «Возвращение блудного попугая», «Маленькая колдунья», «38 попугаев», «Чебурашка и Крокодил Гена», «Малыш и Карлсон» и т. д. К нежелательным относятся диснеевские и японские мультфильмы: «Красавица и Чудовище», «Русалочка», «Алиса в Стране чудес», «Южный парк» и даже «Бэмби», кажущийся на первый взгляд приемлемым, может сформировать страх разлуки.
— Влияют ли мультфильмы на взрослых?
— На взрослых мультфильмы не воздействуют хотя бы потому, что у взрослого имеется установка, что они предназначены для детей. Еще потому, что взрослый — это, в лучшем варианте, сформированная, здоровая личность, с развитой системой взглядов на мир, с устоявшимися убеждениями, ценностями, потребностно-мотивационной и эмоционально-волевой сферами. Влиять на взрослых людей можно через то, что имеет важность, что может сыграть на струнах души, например, через авторитетную личность. Но это уже совсем другая тема.
— Какой сензитивный период просмотра мультфильмов у детей, то есть когда они наиболее чувствительно воспринимают их?
— Наиболее сензитивным является дошкольный возраст — это 4–7 лет. Но это не значит, что, пройдя эти возрастные границы, ребенок абсолютно освободится от данного влияния.
— Что вы можете посоветовать родителям при выборе мультфильма для ребенка?
— Руководствоваться тем, что никакой мультфильм не заменит живое общение. Чем больше общения с ребенком, тем лучше.
Беседовала
Диана Амирахмедова