ЕГЭ. Сколько потрачено нервов. Сколько пролито слёз. Сколько высказано и выслушано негативных слов. О драматическом и не говорю, такое наблюдалось во время сдачи ЕГЭ в Тарумовском районе сплошь и рядом.
Но всё проходит. Утихают страсти. Приходит время анализа и проработки новых рекомендаций, которые будут внедряться в образовательный процесс учебных заведений в течение всего 2015/2016 учебного года.
Наша встреча с Виктором Руденко, начальником районного управления образования, состоялась буквально за день до его ухода в профсоюзный отпуск, если это можно так назвать.
— Виктор Николаевич, ушёл в прошлое ещё один учебный год. Выпускники получили аттестаты о среднем образовании. Кто-то — заслуженную золотую медаль. Кто-то вообще остался без документа об образовании. Но сдача ЕГЭ до сих пор остаётся одной из самых обсуждаемых тем в Тарумовском районе. Почему?
— Понимаете, дело в том, что многие родители, чьи дети в этом году оканчивали среднюю школу, но не сдали госэкзамен, никак не хотят принять этот результат. Они готовы обвинить во всех бедах своих детей кого угодно, но не самих себя.
Ведь в образовательном процессе принимают участие и ученик, и учитель, и родители. Я подчёркиваю, родители. Роль которых очень ответственная. Кроме этого, задания по математике были очень сложными. Не менее важным фактором стала самоуверенность самих выпускников, которые надеялись не на свои знания, а на своих родителей, вернее, на их карман и на авось, который в этот раз подвёл.
По результатам ЕГЭ у наших выпускников 16 золотых медалей, и в то же время мы имеем 11 детей, которые не смогли пройти это испытание.
Но самое обидное, что в нашей «столичной» школе, как мы называем Тарумовскую СОШ, самую обеспеченную в материально-техническом отношении и где работают лучшие педагоги района, с первого раза не смогли сдать экзамен по основным предметам четыре ученика. Их фамилии я озвучивать не буду, хотя для улучшения отношения к образовательному процессу стоило бы. У них осталась последняя попытка — в сентябре пересдать государственный экзамен. Поэтому немного подождём.
— А что будете делать с руководителями школ и профильными педагогами, по чьим предметам выпускники завалили ЕГЭ?
— К этому вопросу не надо подходить однобоко, как это часто происходит в других регионах нашей страны: нет результата — уволить. Это может негативно отразиться на семье учителя. Думаю, взвешенное решение после всеобщего анализа его профессиональной деятельности, и, желательно, не за один год, будет правильным и для педагога, и для образования района.
Директор школы — в первую очередь хозяйственник и только потом учитель. Педагог без поддержки родителей не сможет заставить ученика учить свой предмет, тем более если школьник этого не хочет.
На эту тему очень хорошо сказал глава Рособрнадзора Сергей Кравцов: «Мы не должны гнаться за результатами. ЕГЭ — не единственный инструмент оценки качества образования. Это лишь итог обучения в школе, поэтому необходимо развивать другие процедуры, обеспечивая прозрачность и объективность их проведения. Я призываю всех руководителей образования, не оценивать по итогам ЕГЭ эффективность деятельности директоров школ, педагогов и принимать решения о премировании или увольнении за высокие и низкие результаты госэкзамена».
Давайте прекратим сравнивать по результатам экзаменов образовательные учреждения и учителей, тем более использовать это сравнение для неких оргвыводов. Приведу один пример.
В Дагестане в 2013 г. средний балл по ЕГЭ по русскому языку был 72, а в 2014 г. — 36. Там удалось переломить ситуацию с массовым списыванием и учительской помощью прямо на экзаменах.
Я считаю, что надо поощрять и оценивать чёткую, без нарушений, организацию проведения ЕГЭ, а не средний балл. Но не будем забывать, что этот подход не будет означать отказа от анализа результатов, но его применение необходимо в ином ключе: выяснять, какие методики дают серьёзный эффект, и распространять их по другим школам, а где видны проблемы — оказывать помощь. Какой смысл в сравнении результатов учреждений с разным контингентом учащихся? Некоторым учителям, которые научили на 60 баллов, надо премию выписывать, а не увольнять.
Напомню, что будет ужесточаться процедура аттестации для девятиклассников: со следующего года им предстоит сдавать вместо двух уже четыре экзамена, в дальнейшем, возможно, шесть. Делается это, чтобы мотивировать школьников учить не только математику и русский язык.
— Виктор Николаевич, вашу позицию в отношении учителей я услышал. А как быть с отстающими учениками?
— Проблема в том, что дети уже рождаются неравными. Они сильно отличаются по состоянию физического и психического здоровья, склонностям и способностям, реальным учебным возможностям. Мы предполагали, что значительная часть выпускников девятых классов в предписанной законом форме ГИА не сдаст. Потому что среди них масса детей с особенностями в развитии.
У нас в одной школе учится мальчик, у которого дислексия и дисграфия. Такие дети при письме пропускают буквы, переставляют слоги, им требуется помощь специалиста по коррекционной педагогике. Эти специалисты в большинстве школ отсутствуют. При поступлении в седьмой класс он делал до 50 ошибок в диктанте. Интенсивная работа с ним привела к тому, что на выходе из девятого класса он делает 10 ошибок. Замечательная динамика развития данного конкретного ребенка! Но по нормам выставления оценок десять ошибок — это двойка.
Оставлять таких детей на второй год бессмысленно и несправедливо, «лучше» для ГИА они от этого не станут. Обращаю внимание, что речь идет об абсолютно нормальных детях с сохранным интеллектом, но с особенностями в развитии.
— В завершение хочу спросить: каковы результаты ЕГЭ выпускников Тарумовского района в общем зачёте по республике?
— Думаю, что по республике в пятёрке лидеров наш район точно будет, даже несмотря на невысокие баллы по информатике, английскому и химии.
Беседовал Григорий Симаков