Недавно в Дагестане побывали с визитом всемирно известные исламские ученые: Мухаммад Мустафа аз-Зухайли – доктор шариатских наук, профессор; Усман Умар Мухаммад – доктор шариатских наук, проповедник Департамента по вопросам ислама и гуманитарной деятельности г. Дубаи ОАЭ; Мухаммад Махмуд Ахмад Хашим – проректор университета «Аль-Азхар»; Усман Ахмад Абдурахим – доктор наук в области изучения Корана, советник министра вакуфов и исламских дел Кувейта.
Программа пребывания исламских ученых в Дагестане была очень насыщенной и включала в себя круглые столы, встречи со студентами и проповеди-выступления в мечетях, посещение исторических и культовых мест (зияраты), других достопримечательностей. Были прочитаны лекции на актуальные темы, в частности: «Акида (Вероубеждение)»; «Мазхабы»; «О необоснованных фетвах»; «Джихад».
Итоговая пресс-конференция мусульманских ученых на площадке РИА «Дагестан».
На вопросы журналистов отвечали доктор шариатских наук, профессор Мухаммад Мустафа Аз-Зухайли и доктор шариатских наук, проповедник Департамента по вопросам ислама и гуманитарной деятельности Дубая Усман Умар Мухаммад. Имам Центральной джума-мечети г. Махачкалы Мухаммадрасул Саадуев переводил ответы с арабского языка.
Гостям были заданы различные вопросы, касавшиеся джихада, сирийского конфликта и ИГИЛ, религиозных разногласий в мусульманской умме и др.
— Вы пребываете в Дагестане уже пятый день. За это время провели встречи с молодежью, представителями руководства республики, общественных организаций, побывали в мечетях и исламских образовательных учреждениях республики. После всего увиденного вами за эту неделю скажите, пожалуйста, есть ли в Дагестане условия для джихада?
Шейх Мухаммад аз-Зухайли:
– В первую очередь хочу поблагодарить муфтият и руководство Республики Дагестан за то, что нас пригласили сюда. Нам удалось поближе познакомиться с дагестанским народом, с самой республикой в целом. Представления со стороны всегда отличаются от реальности. Здесь мы увидели огромное количество мечетей, институтов, медресе, молодых людей, которые с огромной жаждой прислушиваются к проповедям алимов. Главным предписанием для мусульманина является принцип: призывай к пути своего Господа мудро и красивой проповедью. То есть призыв должен осуществляться по-доброму, терпеливо. И здесь, в Дагестане, мы заметили, что все условия для таких призывов обеспечены, имеются все условия для изучения ислама и его проповедования. Нет необходимости, чтобы дагестанцы прибегали к оружию для защиты своей религии. Когда мусульмане берутся за оружие, это способствует дискредитации самих мусульман, наносит огромный вред исламской религии. Фанатизм, экстремизм, терроризм, радикализм приносят исламу только вред. Ислам запрещает применение насилия, применение грубых форм призыва. И джихад в вашей республике запрещен. Ни в коем случае нельзя допустить посягательства на жизнь людей, терроризировать их.
— Все средства массовой информации передают события, происходящие в Сирии. Много дагестанских ребят примкнуло к ИГИЛ. На ваш взгляд, что больше способствует тому, что наша молодежь уходит в Сирию воевать на стороне этой группировки?
Шейх Усман Умар:
– Идеология лидеров так называемой организации ИГИЛ строится на такфире. Эти люди являются заблудшими. Они обвиняют мусульманскую умму в куфре. Они считают кровь мусульман и их имущество дозволенными. Нет сомнения в том, что молодые люди из чистых религиозных соображений отправляются туда, но их там обманывают. Ими там управляют предатели ислама, предатели родины. Эти лидеры отстаивают интересы таких стран, как Америка. В связи с этим я обращаюсь к молодежи, которая стремится совершить якобы джихад и покидает свою родину, с просьбой не делать этого. Те казни, поджоги, убийства детей и женщин близко не сравнимы с джихадом. Такие деяния нельзя называть джихадом. Обращаюсь к молодым людям: не верьте всяким псевдопроповедникам, которые предлагают присоединиться к так называемому джихаду, совершаемому под знаменами ИГИЛ. И одним из основных факторов, который способствует уходу молодежи, является невежество, незнание своей религии. И многие молодые люди, которые присоединяются к ИГИЛ, думают, что они едут туда воевать с кяфирами, неверными, но на самом деле убивают там своих же братьев-мусульман.
Шейх Мухаммад аз-Зухайли:
– Невежество, на которое указал доктор Усман Умар, – это внутренняя причина. Но есть и внешний фактор – интерес крупных западных стран, которые делают все, чтобы мусульманская молодежь масштабно перебиралась под знамена этой организации и находила там свою смерть. Они туда заманивают всяческими способами молодые души для погибели.
Шейх Усман Умар:
– В СМИ просочилась видеозапись, где проходит заседание американских и западных спецслужб. Там один из их высокопоставленных чиновников сказал: «Война в Сирии очень угодна Западу и Америке. Ее необходимо поддерживать. Она магнитом притягивает молодых людей. Все наши недруги и враги там убивают друг друга. Главное, это происходит не на нашей земле».
— Как вы оцениваете уровень религиозного образования наших алимов и религиозных деятелей? Есть ли у них достаточный багаж знаний, чтобы дать достойный ответ противникам ислама?
Шейх Мухаммад аз-Зухайли:
– То, что в Дагестане после десятилетий борьбы с исламом и его распространением в периоды царской России и коммунизма мы нашли ученых, алимов, студентов, обучающихся в исламских вузах, нас крайне приятно удивило. Увидеть подобное после того, как долгое время здесь царил атеизм, сравнимо с чудом. Для яркого примера мы можем сравнить Дагестан с Испанией, бывшей колыбелью ислама. В результате крестовых походов там не осталось ни одного исламского ученого. Все, что было связано с исламом, уничтожили. А в Дагестане, хвала Всевышнему Аллаху, есть и муфтий, и муфтият, коллектив, который искренне служит религии ислам. В Дагестане есть исламские алимы и ученые, которые смогут противостоять противникам исламской религии. Но их недостаточно. Даже нам, арабам, не хватает ученых. Я считаю, что компетентных ученых в области исламской религии должно быть больше. Время идет, все вокруг меняется. Появление новых явлений требует их правильной трактовки с точки зрения религии. Поэтому я считаю, что ученых-богословов должно быть больше. Наше нахождение здесь говорит о том, что дагестанские ученые стремятся постоянно развиваться, обмениваясь опытом. И это очень хорошо.
— Своей работой вы много делаете, чтобы ислам оставался всегда на высоте. Ваше пребывание на дагестанской земле вселяет спокойствие в сердце каждого мусульманина. Что вы пожелаете дагестанскому народу, в частности, молодежи?
Шейх Усман Умар:
– Я завещаю молодежи Дагестана руководствоваться словом Всевышнего: «Бойтесь Аллаха и будьте с праведниками» («ат-Тавба», 119). Богобоязненность бывает неполноценной, если не находиться с праведниками истинным образом.
Богобоязненность – это основополагающее качество верующего, но оно не постигается кроме как через ученых-богословов. Поэтому я согласен со словами нашего шейха Мухаммада Мустафы аз-Зухайли, что молодежь должна сплотиться вокруг набожных ученых.
Как говорится, «дружи с тем, чье состояние побуждает тебя к благому, а слова напоминают об Аллахе». Состояние человека не обманывает. Сказанное может быть ложью, но состояние не лжет.
В хадисе говорится: «Твоя религия! Твоя религия! Поистине, она твоя плоть и кровь, смотри, от кого ты берешь ее! Бери от тех, кто стоек на истинном пути, и не бери от тех, кто отклонился от истины».
Необходимо, чтобы молодежь воспитывалась учеными и историей жизни пророка, мир ему и благословение Аллаха. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, является примером подражания для стара и млада этой общины. Поэтому нам необходимо изучать его сиру – жизнеописание и обучать ему наших детей. Мы сегодня видим, что в каждом доме в огромном количестве имеются газеты и журналы с ненужным содержанием. Однако мы не обнаруживаем дома даже одной книги по жизнеописанию Пророка, мир ему и благословение Аллаха, его сподвижников и табиинов.
Поэтому я завещаю своим студентам, чтобы изучали жизнеописание Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и держали его у себя дома. Я советую две книги, которые можно найти в любой библиотеке, – это «Фрагменты из жизни сподвижников» и «Фрагменты из жизни табиинов» доктора Абдурахмана Рафат аль-Баша. Они дают возможность совершенного следования за сподвижниками и табиинами, которые жили в лучших веках. Как сказано в хадисе, «…лучший век – это мой век, затем – следующий, а затем – следующий…». То есть лучшие люди жили в эти века.
Уважаемый заместитель муфтия подарил мне книги муфтия Дагестана Ахмад-хаджи и некоторых дагестанских ученых по теме облагораживания нравов – книги очень ценные. У ученых Дагестана есть много книг по толкованию мусульманского права по мазхабу имама аш-Шафии. Они изданы и охватывают большой раздел права.
Мы должны следовать за праведниками, изучать жизнеописание Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и подражать им. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, – лидер для каждого мусульманина.
«Бойтесь Аллаха и будьте с праведниками». Наша вера не будет полноценной, если Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не будет самым любимым для нас, даже любимее самих себя. Как же мы можем иметь такую любовь, если мы не знаем его жизнеописания?!
Чтобы любить какую-либо личность, необходимо ее представить. Мы сегодня в мирской суете, то есть поглощены мирским соперничеством. Мы знаем жизнь каких-то чемпионов и удивляемся, смотря на его личность и его отношение к взрослым и младшим т.д., тогда как самым выдающимся героем и господином всех мужчин является посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха.
Каждого чемпиона может постигнуть поражение или падение, сегодня он — чемпион мира, а завтра может потерять титул, и звание чемпиона перейдет к другому. Что касается посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, то его никогда в истории не постигнет поражение и падение, потому что он – Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сохраненный Аллахом.
Мы обязаны любить его, следовать за ним: каждое движение, остановка и благое, совершенное им, является для нас примером.
Подготовил
Хамзат ХАМЗАТОВ
В номере содержатся упоминание Имени Всевышнего Аллаха, имени пророка Мухаммада (мир ему и милость Аллаха), а также священные тексты, попадание которых в нечистое место по нормам ислама не допускается.