История молодого города Дагестанские Огни своими корнями уходит в начало прошлого века, когда строился стекольный завод, а затем открылись культурные и образовательные учреждения. Славный путь прошла и школа-интернат «Горянка» (сейчас СОШ №8). Возможность учиться тогда появилась у детей из наиболее социально незащищённых семей 12 районов Южного Дагестана. Тысячи девушек из отдалённых сёл республики получили путёвку в жизнь, стали достойной сменой старшего поколения.
В историю интерната внесли свой вклад такие опытные преподаватели, как супруги Малкины: Георгий Алексеевич и Вера Михайловна, приехавшие из Тамбова. Они прямо со студенческой скамьи посвятили всю свою жизнь воспитанию горянок.
Большой путь прошла школа-интернат за годы своего существования. Наиболее ярким из них был период, когда коллектив вёл большую работу по изучению истории, краеведения, археологии не только Дагестана, но и многих краёв и областей России и Советского Союза. Красной строкой проходила поисковая работа следопытов по боевому пути 345-й Дагестанской стрелковой дивизии. Благодаря усилиям воспитанников интерната, в Дербенте трижды встречались бойцы этой дивизии со всех концов Советского Союза. Именно благодаря инициативе красных следопытов, в городе открыт памятник воинам 345-й Дагестанской стрелковой дивизии.
С января 2009 года музей получил статус филиала Дагестанского государственного объединённого музея имени А. А. Тахо-Годи. В нём собрано более двух тысяч экспонатов, более 10 отделов богатейшего материала об истории, культуре и традициях народов Дагестана.
Всё это богатство собиралось учителями и учащимися интерната под руководством замечательного человека, талантливого педагога, заслуженного учителя Дагестана Георгия Алексеевича Малкина. Им написано более 200 стихов, ко многим из них была написана музыка. Одно даже стало гимном города Дагестанские Огни.
В этом году Георгию Алексеевичу Малкину исполнилось бы 87 лет.
Моя статья посвящается именно ему, этому замечательному человеку и истинному патриоту Родины. Неоценима его роль в патриотическом воспитании молодежи, увековечении памяти погибших в Великой Отечественной войне. Он являлся руководителем ТОКСовского отряда поселка Дагестанские Огни. Малкин обладал глубокими знаниями и высокими человеческими качествами, умением находить с людьми общий язык, поддерживать доброе начинание человека, пресечь несправедливость. Все это снискало ему людское уважение и авторитет.
Георгий Алексеевич не изменил своей специальности учителя, хотя ему предлагали должности и повыше. Он не мыслил себя вне интерната: судьба горянки очень волновала его. Он боролся за это через сельсоветы, милицию и родителей, всегда добивался положительных результатов. Педагог хорошо знал свою задачу — дать определенный багаж знаний и готовить горских девочек к большой жизни, а девочки приезжали, не зная не единого слова по-русски, но зато целеустремленные, бросая вызов жестким горским законам. Что в нем поражало девочек, так это всесторонние знания по любому вопросу и ответы — точные и полные. Он учил физике и математике, занимался с ученицами геологией, историей, литературой, краеведением, учил оформлять альбомы, выпускать стенгазеты, выступать перед аудиторией, дисциплине, ответственности, доброте, состраданию, а главное — любить людей и Родину.
Мне удалось связаться с его дочерью Татьяной Малкиной, которая проживает в Израиле (г. Беер-Шева). В ходе нашего общения она поделилась воспоминаниями об отце. Со слов Татьяны, папа всегда отличался энтузиазмом, патриотизмом, был настоящим гражданином своего Отечества: «Он считал своим долгом отдать дань уважения культуре и традициям народов, населяющих Дагестан, а также героям, отдавшим жизнь за нашу счастливую жизнь. Он полностью отдавал себя этому делу, поэтому на нас оставались крохи его внимания».
«Малкина Георгия Алексеевича я знала с сентября 1958 г., когда стала воспитанницей школы-интерната. В 8 классе он был моим учителем, преподавал физику и математику. Был очень строг, требователен, а уроки — доступными, лаконичными, познавательными. Закончив пединститут в 1966 году, я была направлена в родной интернат, где и проработала всю жизнь. Для меня он раскрылся с другой стороны: как человек, увлеченный природой гор, историей горцев. Он стал организовывать небольшие экскурсии, походы.
В 1974 году меня назначили директором этого интерната, а Малкина утвердили организатором внеклассной и внешкольной работы. Началась активная работа по сбору материалов историко-краеведческого музея», — говорит бывший директор школы Чимназ Залбековна.
«С 4 по 11 класс я и сама училась в этой школе-интернате «Горянка».
С гордостью могу говорить о том, что мне преподавал заслуженный учитель Дагестана Георгий Алексеевич Малкин. Он посвятил всю свою жизнь воспитанию горянок и внес весомый вклад в развитие школы. То, что нам удалось сделать за эти годы поиска, помогает нам самим становиться лучше, чище, духовно богаче. Я благодарна ему за ту путевку в жизнь, что получила в интернате. Вечная память в наших сердцах останется о нем всегда. В меру возможностей я как заместитель директора по воспитательной работе в школе, а также руководитель отряда краеведов-следопытов города Дагестанские Огни стараюсь продолжить дело моего великого педагога», — делится с нами педагог, руководитель отряда краеведов-следопытов Расмия Байрамбекова.
Подготовила Умжрет Темирханова, ученица 8 «А» класса СШ №8 г. Дагестанские Огни