(К 85-летию со дня рождения и 65-летию научной, педагогической и общественно-политической деятельности профессора Магомеда Абдуллаевича Абдуллаева)
12 ноября исполнилось 85 лет со дня рождения выдающегося философа, доктора философских наук, профессора Магомеда Абдуллаевича Абдуллаева. Как показывает его творчество и единодушно отмечают обществоведы, знакомые с его трудами, он — ученый-исследователь с широкими познаниями и научными интересами, высоким интеллектом, ярким философским мышлением.
Много лет близко знавший М. А. Абдуллаева как ученого и преподавателя, по существу его учитель, бывший завкафедрой философии и проректор по научной работе ДГУ профессор С. М. Гаджиев назвал его ученым-новатором. В одноименной статье в газете «Дагестанская правда» он писал, что «ученый находится в постоянных поисках, поднимает сложные, неисследованные проблемы, за которые другие не берутся». Выступая даже по общеизвестным вопросам, М. А. Абдуллаев «не повторяет других, находит что-то новое, оригинальное». В этой же статье С. М. Гаджиев подчеркивал, что М. А. Абдуллаев — зачинатель ряда новых направлений философской науки в Дагестане. Публикации Магомеда Абдуллаевича посвящены истории, исламу, суфизму и его разновидностям, общей и конкретной (прикладной) социологии, социальной философии, национальным отношениям, истории философии Дагестана и мусульманского Востока, духовно-нравственным процессам современности, философским проблемам медицины и информациологии. И во все эти области он внес определенный вклад, что дает полное основание назвать его энциклопедистом. Результатом необычайной трудоспособности, упорства, усердия и таланта юбиляра стали 30 монографий, 8 учебных пособий, 9 сборников авторских статей, 260 статей в сборниках, журналах, более тысячи статей в центральных и местных газетах. Он признан одним из лучших публицистов и не раз премировался центральными и республиканскими печатными органами, в частности редакциями «Советской культуры», «Дагестанской правды», «Молодёжи Дагестана» и т.д. Магомед Абдуллаевич – участник многих международных, всесоюзных, общероссийских, региональных и межвузовских конференций. Он выступал с докладами на более десяти международных форумах, провел 22 научно-теоретические и научно-практические конференции разного уровня.
В многогранной деятельности ученого особое место занимает изучение философской и общественно-политической мысли Дагестана, являющейся частью отечественной философии. Ещё в 2010 г. директор института философии РАН, академик А. А. Гусейнов писал: «Направление деятельности М. Абдуллаева, связанное с реконструкцией нашего интеллектуального наследия, должно быть оценено очень высоко. Даже слова «научный подвиг» не были бы излишними в данном случае. Он был первооткрывателем, зачинателем исследований в этой области». Дело в том, что в официальных партийных документах и в научной литературе советского периода отрицалось наличие в досоветском Дагестане не только науки, но и письменной литературы и достойной изучения культурно-философской мысли. Если и говорилось о культуре, то она сводилась к фольклору и археологическим находкам.
Один из авторитетных философов Азербайджана академик Ф. Кочарли отмечает: «В результате исследований М. А. Абдуллаева совершенно изменилось представление об уровне развития духовной культуры народов досоветского Дагестана. Мы долго не хотели верить, что в Дагестане были столь развиты наука и культура».
Магомед Абдуллаевич проделал поистине огромную поисковую и аналитическую работу, в результате которой была аргументированно опровергнута утвердившаяся в науке нигилистическая концепция и доказано существование в досоветском Дагестане солидной письменной литературы, научной и философской мысли. Трудности состояли в том, что источники в своем абсолютном большинстве не были выявлены, собраны и переведены на русский язык, они написаны на шести иностранных и семи языках народов СССР. Однако положения и выводы его первой монографии по этой проблеме «Мыслители Дагестана XIX — нач. XX веков» (Махачкала, 1963) вызвали негативную реакцию в официальных кругах и среди большинства обществоведов. По представлению Института ИЯЛ Дагфилиала АН СССР книга была признана обкомом КПСС идейно вредной со всеми вытекающими отсюда последствиями. Автора обвинили в отступлении от классового подхода и идеализации патриархально-феодального прошлого, мусульманской культуры и духовенства.
По этому поводу ныне покойный академик Г. Г. Гамзатов писал: «… Еще в начале 60-х годов труды М. А. Абдуллаева будоражили научную общественность. В них затрагивались новые, во многом неизвестные пласты культурно-философского наследия народов Дагестана, оспаривались вульгаризаторские и нигилистические подходы к его восприятию, и сама новизна такой постановки проблемы не оставила равнодушных. Всем еще памятны тяжкие упреки и обидные ярлыки, которых «удостаивался» М. А. Абдуллаев. Теперь все это позади, и мы не можем не осознавать, что дело, за которое так смело взялся М. А. Абдуллаев, было в сущности началом нового направления в научном осмыслении и интерпретации духовного прошлого народов Дагестана» (Г. Гамзатов. Книга о серьезных проблемах. — «Дагестанская правда», 9 апреля 1988 года).
М. А. Абдуллаев выдвинул и обосновал также вывод об истори-чески прогрессивном значении арабо-мусульманской культуры на Северном Кавказе и в Дагестане, который оказался важным в методологическом и весьма продуктивным в социально-познавательном отношениях. Позднее в ряде статей он обосновал, что арабо-мусульманская культура была вершиной средневековой мировой культуры и всюду, где она утвердилась, играла цивилизаторскую роль. Серьезным вкладом в изучение философской и общественно-политической мысли досоветского Дагестана является монография «Казем-Бек — ученый и мыслитель».
По сути, Магомед Абдуллаевич открыл для нас выдающегося ученого и мыслителя, оставившего более 160 работ, посвященных самым различным проблемам мусульманского Востока: мифологии, истории, языкам, литературе, философии, этике, праву, исламу, его течениям и сектам, антифеодальным и национально-освободительным движениям. Он по праву считается одним из создателей отечественного востоковедения; вырастил плеяду талантливых востоковедов, прославивших русскую ориенталистику и приобщил многих дагестанцев к светской науке.
Он дорог нам и потому, что впервые в мировой истории показал, что борьба горцев Дагестана и Чечни в ХIХ в. носила национально-освободительный характер, а имам Шамиль был вождем этого движения.
Высокую оценку научной общественности получила монография «Из истории научной и педагогической мысли досоветского Дагестана» (Махачкала, 1987). В ней, опираясь на подлинные источники, выявленные им и другими учеными, юбиляр опровергает представление об отсутствии в досоветском Дагестане естественнонаучной и педагогической мысли, которое считалось неоспоримым, и впервые показывает, что местные ученые популяризовали и во многом развивали арабо-мусульманские и европейско-русские традиции в естественных и педагогических науках. Тем самым было окончательно развеяно бытовавшее долгое время представление об отсталости народов Дагестана, неспособности их к самостоятельному мышлению, к культурной деятельности и научному творчеству. В этом несомненная заслуга М. А. Абдуллаева.
Особенно много положительных откликов вызвал выход фундаментального исследования «Общест-венно-политическая мысль в Дагестане в начале XX в.» (М., 1987). Директор Института востоковедения АН Узбекской СССР С. М. Хайруллаев отмечает в своем отзыве, что эта монография вызвала у него «удивление и восхищение». Удивление тем, что автор «выявил имена десятков мыслителей и ввел в научный оборот значительное количество новых источников; а восхищает трудолюбие, постановка и смелость решения проблем, обоснованность и аргументированность выводов». В монографии прежде всего пересматриваются вопросы о месте мусульманского духовенства и мусульманской интеллигенции в социальной структуре общества, их роли в истории. По этим вопросам в литературе существовали две точки зрения, которые автор считал одинаково несостоятельными. Согласно первой – все мусульмански образованные люди относились к духовенству, согласно второй – к интеллигенции. И те и другие квалифицировались как часть класса феодалов (зачастую их называли духовными феодалами). Более того, в местной литературе вообще отрицалась возможность того, чтобы данное сословие могло играть позитивную роль. Магомед Абдуллаевич аргументированно опровергает эти позиции.
Много нового удалось внести М. А. Абдуллаеву в изучение общественно-политических воззрений революционных деятелей Дагестана: Дж. Коркмасова, М. Дахадаева. С. Габиева, 3. Батырмурзаева и др. Им впервые собрано и изучено идейное наследие ветерана революционного и рабочего движения во Франции, Турции и России Дж. Коркмасова. Кроме того, используя выявленные им дневники студенческих и последующих лет, письма и неопубликованные материалы, М. А. Абдуллаев установил основные этапы эволюции мировоззрения С. Габиева и пересмотрел многие оценки о характере его деятельности и воззрений. Исследованием автора доказана несостоятельность установившихся в литературе двух противоположных и одинаково неверных мнений о характере воззрений этих деятелей. Под влиянием социальной действительности взгляды последних претерпели эволюцию, и ко времени установления Советской власти они стали марксистами. В свое время при обсуждении указанной работы в Институте истории Дагфилиала АН СССР была дана высокая оценка работе, вместе с тем предложено исключить из монографии очерки о Каяеве, Али-Гаджи Акушинском, Гайдаре Бамматове, Ибрагим-Беке Гайдарове, поскольку, мол, они были носителями идей клерикальной реакции и антисоветизма.
Потеряв около двух лет для решения вопроса об ее издании и поняв, что в Дагестане это невозможно, М. А. Абдуллаев представил рукопись книги в главную редакцию восточной литературы издательства «Наука» в Москве, где она была издана и выдвинута к Государственной премии СССР.
Огромное, поистине поразительное упорство и целеустремленность проявил М. А. Абдуллаев в изучении философской мысли Дагестана более отдаленных периодов, по которым почти нет письменных источников. Результатом этой работы явилась его монография «Из истории философской и общественно-политической мысли Дагестана (с древнейших времен до его присоединения к России)» (Махачкала, 1993). Автор на протяжении десятков лет по крупицам собирал источники для этой работы. Однако для воссоздания подлинной картины развития воззрений народов Дагестана древнего и средневекового периодов этого оказалось недостаточно. Оставалась единственная возможность – философски осмыслить материалы мифологии, первобытных и монотеистических религий, имевших распространение тогда среди горцев, их устного творчества, адатов (обычного нрава), этнографии и археологии. Нетрудно понять, каких трудов это стоило. Здесь ярко проявились присущие автору целеустремленность, творческая смелость и талант исследователя. Выявляя путем анализа указанных источников остатки мифологических представлений предков народов Дагестана и синтезируя их, исследователь пытается скомпоновать в систему их мифологические представления.
Много усилий приложил ученый для выявления, сбора и анализа исламских богословских источников зарубежных и местных авторов, поскольку только таким способом можно было выявить общее и особенное в развитии исламской теологической мысли, что также сделано впервые М. А. Абдуллаевым. Сейчас общепризнано, что в досоветском Дагестане мусульманская теологическая мысль развивалась весьма интенсивно. На нынешнем этапе научных исследований невозможно установить даже количество старых богословских источников, находящихся сегодня в обращении среди верующих. Нам представляется, что неимоверная сложность поднятых в книге проблем в тех условиях и уровне исследований, а также значимость проделанной М. А. Абдуллаевым работы еще по-настоящему не осознаны в научной литературе. Им впервые в Дагестане изучена суфийская философия и творчество 12 дагестанских тарикатских шейхов кавказской разновидности суфизма.
Ученый проявляет удивительное трудолюбие, необычайное упорство в открытии и возвращении в духовно-культурное пространство современного Дагестана целой плеяды оригинальных мыслителей. Уже библиографической редкостью стала монография юбиляра «Мыслители Дагестана», изданная в 2007 г., где даны очерки о философских воззрениях, естественнонаучных взглядах и социально-политических идеях 81 ученого, представляющих все народности Дагестана.
Итак, последовательно поднимая все новые и новые пласты культурно-философского наследия народов Дагестана, М. А. Абдуллаев сформулировал выводы и концепции, которые противоречили общепризнанным оценкам и вызывали неадекватную реакцию. Будучи смелым и творческим ученым, он в своих исследованиях значительно опережал темпы развития отдельных отраслей социальной науки в крае. Неслучайно в период застоя концепции и выводы ученого часто не находили поддержки, три его монографии были изъяты уже после выхода. Следует подчеркнуть, что трудно переоценить вклад М. А. Абдуллаева в изучении философской и общественно-политической мысли досоветского Дагестана, соответственно — и в отечественную историко-философскую науку. Благодаря его исследованиям, общественность страны получила адекватное представление о дореволюционной культуре народов Дагестана. Это важно не только в теоретико-познавательном, но и в социально-политическом отношении. Вряд ли возможно конструктивно строить национальную, социальную и культурную политику в Дагестане без учета этого наследия.
Магомед Абдуллаевич успешно сочетает научно-исследовательскую работу с педагогической деятельностью. С 15-летнего возраста он начал работать учителем в школе, а затем, вот уже более 60 лет, трудится в вузах Дагестана. Как методологически и теоретически подготовленного и опытного педагога его неоднократно приглашали для чтения спецкурсов в разные вузы страны. В частности, он читал спецкурсы по философии мусульманского Востока и национальным проблемам в ИПК при МГУ, философском факультете, ИПК при РГУ, ИПК при Ташкентском государственном университете и университетах многих республик Северного Кавказа. Будучи первым доктором философских наук на Северном Кавказе, М. А. Абдуллаев сыграл большую роль в подготовке научно-педагогических кадров для этих республик и Дагестана. Им подготовлено 35 кандидатов и докторов наук.
Составную часть научно-исследовательской и научно-пропагандистской деятельности ученого представляют публицистические материалы. Он поистине талантливый публицист и журналист.
Его статьи публиковались в журналах «Коммунист», «Свободное слово», «Вопросы философии», «Философские науки», «Социально-политические проблемы», «Возрождение», «Народы Дагестана», в вестниках Академии наук Азербайджана, Узбекистана, Киргизии, Дагестанского научного центра, в газетах «Известия», «Советская Россия», «Советская культура», «Северный Кавказ», «Дагестанская правда». Они посвящены научным, социально-политическим, религиозным, национальным и культурным проблемам. Наибольшей популярностью пользуются публикации по социально-политическим, национальным и духовно-нравственным вопросам.
У юбиляра выработался особый стиль изложения – ясный и доступный для читателей. Его статьи отличаются остротой и четкой постановкой вопросов, логичностью, концептуальной последовательностью и аргументированностью. Он является членом Союза журналистов РФ. Много лет возглавляет журнал научной общественности республики «Научный мир».
Магомед Абдуллаевич, будучи подлинным патриотом, значительное внимание уделяет теоретическим, прикладным и практическим вопросам патриотического воспитания молодёжи. По его инициативе была проведена Всероссийская конференция по данной проблеме.
Ученый обращает внимание на то, что в наши дни нередко смывается грань между патриотизмом и национализмом, расхваливаются деятели без учёта их реальной роли в истории культуры и науки. У представителей отдельных народов проглядываются попытки удревнить свою историю, гипертрофировать значение событий, связанных с тем или иным народом, аулом и т.д.
Следует подчеркнуть, что проблема укрепления единства Дагестана в составе Российской Федерации является сквозной во многих публикациях юбиляра,
посвященных общественно-политической и духовно-нравственной тематике.
М. А. Абдуллаев в своих работах убедительно обосновал, что в системе традиционных ценностей дагестанских народов приоритетными являются не только смелость, отвага, гостеприимство, но и просвещение, наука, духовность занимали исключительно высокое место; что у нас богатое интеллектуальное прошлое.
Выявление и актуализация духовно-интеллектуального наследия народов Дагестана – это та задача, которую вот уже более 65 лет настойчиво, последовательно и плодотворно решает Магомед Абдуллаевич.
Отрадно отметить, что юбиляр, несмотря на преклонный возраст, в прекрасной творческой форме. Его девизом стали слова Б. Спинозы: «Подлинное удовольствие – это состояние активности». Значит, нас ещё ждут новые интересные исследования маститого философа.
Хизри Амирханов,
председатель ДНЦ РАН,
член-корреспондент РАН;
Юсуп Абдулкадыров,
завкафедрой философии ДГТУ,
д.ф.н., профессор;
Тельман Кафаров,
завкафедрой философии
и истории ДГМА, д.ф.н.,
профессор