Нет другого способа стать человеком, кроме одного — быть им. Воспитание – это не особая педагогическая деятельность, реализуемая в рамках отдельного учебного курса или мероприятия. Это вся школа, открытая для жизни.
Усиление внимания общества к духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения как к насущной проблеме — явление не случайное. Самая большая опасность, подстрекающая наше общество сегодня, — не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. А причина последнего — духовный кризис. Сегодня сложно выбрать идеал, на который можно ориентироваться, тяжело распознать, где добро, а где зло. Средства массовой информации ведут разрушительную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности. Быстрый демонтаж советской идеологической системы и поспешное копирование западных форм жизни, агрессивное вторжение ценностей рыночной экономики привели к эрозии важных моральных норм и ценностных установок.
Если не обратим внимание на состояние души, на духовно–нравственное развитие детей, то при всех наших самых замечательных инициативах, методиках, программах, учебниках не получим никакого результата. Мы придём к такому человеку со своими инициативами, а он скажет, что это ему не интересно и не нужно. Ведь дети, сидящие сегодня за партой, уже не те, что были двадцать лет назад. Они более активны и осведомлены, как им кажется, чуть ли не во всех областях жизни, они смелее и самоувереннее. Нередко у многих из них повышенная самооценка.
Необходимо поставить эту проблему во главу угла всей воспитательной работы в школе, потому что именно ей принадлежит важная роль в воспитании духовно–нравственных ценностей. Последние формируются в семье и в неформальных сообществах, однако наиболее системно, последовательно и глубоко они могут воспитываться лишь в школе. В этом возрасте ребенок наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания,
недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психической устойчивостью.
С раннего детства нужно прививать детям любовь к традициям, культуре, уважение к другим людям. Я пытаюсь это делать через элективный курс «Мы входим в будущее, оглядываясь назад». Цель его — формирование познавательной и творческой активности ребёнка через расширение знаний по истории родного края.
Однако самое сильное влияние на духовно-нравственное развитие школьников в процессе обучения оказывает личность педагога. Тут следует вспомнить А. Дистервега, который считал, что «повсюду ценность школы равняется ценности её учителя». Или: «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».
Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей деятельности и жизни, его отношение к труду, к ученикам, коллегам – всё имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания ребёнка. Профессия учителя ответственная и уважаемая. И у педагогов, как у врачей, должен существовать профессиональный кодекс, повышающий их авторитет в глазах воспитанников до такой степени, чтобы последние захотели сознательно копировать эти лучшие качества.
Мы, учителя, обязаны постоянно учиться сами, повышать уровень культуры и передавать это детям, не забывая высказывание И. Канта: «Звездное небо — надо мной и моральный закон — во мне». В эту фразу вмещаются все нравственные нормы, выработанные человечеством.
Иногда мы, коллеги, допускаем грубую ошибку, ругая ребёнка. Ругать нужно поступок, а не ребёнка, хвалить же — за каждое дело. Между этими берегами надо проплывать таким образом, чтобы достичь педагогической цели — улучшение детской души. Только обладая чистейшей душой, мы сможем стать авторитетом для своих воспитанников. Лишь на основе собственного примера возможно освещать им дорогу в будущее. Само слово «воспитание» восходит к значению «духовное питание», «питание человека из духовного источника». Поэтому воспитание школьников нужно начинать с ответа на вопрос: кого будем воспитывать?
Другим важным источником духовно-нравственного опыта школьников является разнообразная внеклассная работа, внеурочная и внешкольная деятельность.
Именно во внеклассной работе создаются благоприятные условия для включения в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности.
Известно, что такие черты личности, как мужество, ответственность, единство слова и дела, — нельзя, да и трудно, воспитывать лишь в рамках учебного процесса.
К примеру, у нас в школе сформирована полноценная система дополнительного образования, реализуемая во внеурочной деятельности. Я возглавляю краеведческий кружок. Уверен, что именно здесь закладываются основы познавательного интереса к изучению села как окружающего ребёнка микроклимата, создаются условия для формирования нравственных чувств. Краеведение предполагает комплексное изучение родного края, расширяет представление учащихся о малой родине. Таких кружков у нас в школе девять, каждый из них имеет своё направление, но цель одна — прививать детям духовно-нравственные ценности.
Как сказал К. Д. Ушинский: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».
Уверен, через нравственные ценности можно вырастить настоящих патриотов Родины. А патриотизм – это источник силы народа, который выражается в таких ценностях, как: любовь к России, к собственному народу, к своей малой родине. Хотелось бы, чтобы в наших школах царил дух уважения, искренности, доверия, доброты, творчества, заботы и любви. Чтобы в этой атмосфере могла вырасти гармонично развитая личность, любящая Родину, бережно относящаяся к традициям народа, осознающая приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья.
Г. У. Магомедов,
социальный педагог
МКОУ «Мококская СОШ»
Цунтинского района