Альбина Абдулхаликовна Шахриярзаде, действительный член Санкт-Петербургской академии русской словесности и изящных искусств им. Державина, учитель высшей квалификационной категории, заместитель директора по информатизации образовательного процесса №5 г. Дагестанские Огни, родилась в селе Мугарты Дербентского района.
По окончании Новгородского государственного педагогического университета, филологического факультета, в 1995 году (двадцать лет назад) была принята учителем русского языка и литературы в среднюю школу №5 города Дагестанские Огни.
За время работы подготовила победителей и призеров олимпиад и различных литературных конкурсов. Её учащиеся принимают активное участие в конкурсах чтецов, научно–практических конференциях. Альбина Абдулхаликовна со своими учениками посещает ветеранов ВОВ и труда. Часто даёт открытые уроки городского масштаба.
В 2008 году приняла участие в конкурсе «Учитель года» и заняла 2 место. 18 лет руководила школьным литературно-драматическим кружком «Пьеро». Спектакли, которые она со своими учениками ставила на сцене, не раз транслировались по местному телевидению, а отзывы о них печатались в различных периодических изданиях. Её опыт работы изучался и распространялся Институтом повышения квалификации кадров Республики Дагестан.
Шахриярзаде является автором методической разработки «Преподавание литературы через театральную призму», за которую в 2013 году награждена Сертификатом Всероссийского конкурса авторских методических разработок. Эта работа заинтересовала академический совет при Санкт-Петербургской академии, который планирует напечатать её труд в сборниках академических работ, поскольку из любого наработанного для диссертации материала можно организовать статью.
Альбина Абдулхаликовна часто выступает на педсоветах, совещаниях, школьных и городских методических объединениях.
Замужем, воспитывает троих детей.
Жизнь – прекрасная сказка. Именно с этих слов, сказанных еще в прошлом веке художником и писателем Николаем Константиновичем Рерихом, мы и начали нашу беседу с Альбиной Шахриярзаде.
— Это кто как воспринимает свою судьбу, — задумчиво и медленно заметила она. – Одни день изо дня просто делают своё дело как можно качественнее, другие же идут на нелюбимую работу, как на ежедневную пытку. Всё зависит от того, любит ли человек то, чему он посвятил свою жизнь. На мой взгляд, в нашей школе случайных людей нет. Каждый учитель, который приходит в коллектив, придерживается совета, высказанного некогда педагогом Ткаченко: «Нельзя научиться у того, кого не любишь и кому не веришь».
Наши учителя своим воспитанникам всегда стараются внушить, что жизнь не стоит на месте и самое дорогое – это время. Обучая, воспитывая детей, мы воспитываем будущую историю нашей страны, а значит – и историю мира.
— Вон вы куда замахнулись! Как в фильме «Берегись автомобиля». Помните, как Евстигнеев патетически воскликнул: «А не замахнуться ли нам на Вильяма Шекспира?»
А вы на что станете опираться в деле воспитания яркой личности? Кстати, слово «личность» с греческого языка переводится, как маска, а Даль утверждал — личина. Что одно другому, на мой взгляд, не противоречит, а лишь дополняет.
Знаю, что вы стараетесь на своих уроках не просто изучать тексты великих писателей, а устраиваете настоящие театральные постановки.
— Я уже почти двадцать лет занимаюсь школьным театром. И убедилась: благодаря театральному искусству, мои трудновоспитуемые ученики на глазах меняются и уходят из школы вполне приличными и добрыми взрослыми людьми.
Взять, хотя бы, рядовые школьные мероприятия, такие как Международный день родного языка. Он для нас — важный праздник, потому что наша многонациональная республика богата языками. Это богатство требует бережного отношения, внимания и заботы, поэтому мы его проводим с целью сохранения родных языков, воспитания интернационализма и развития устной речи учащихся. Особенно это важно сегодня, когда глобализация пытается разрушить наш привычный образ жизни и традиционные культурные ценности.
Дети не только рассказывают об обрядах и обычаях народов Дагестана, о роли родного языка в жизни человека, цитируют известных поэтов, читают стихи на родных языках.
— А вы на этих праздниках обычно декламируете стихи Низами и Самеда Вургуна?
— Да. На азербайджанском языке. Или возьмем для примера читательскую конференцию по произведениям Василя Быкова «Сотников», «Обелиск» и «Дожить до рассвета», которую мы провели в зале детской библиотеки. Невиданная по своим масштабам, напряженности и ожесточенности, война до сих пор глубоко волнует нас и навсегда останется в памяти российского народа. А подвиг советского народа и сегодня одна из главных тем нашей литературы.
Здесь дети не только познакомились с жизнью и творчеством писателя, но и высказали своё отношение к тем событиям, которые описывались в произведениях Быкова.
Я же познакомила детей с кратким содержанием повести «Дожить до рассвета» и подвела итог: «Как справедливо писал Василь Быков, для литературы о войне одинаково важны как удачи, так и поражения, большие и малые. К тому же, что такое победа, а что такое поражение с точки зрения нравственной и философской, которая больше всего интересует искусство?
Уверена в том, что учащиеся, рассказавшие слушателям конференции о повести «Сотников», через своё сердце пропустили каждую строчку, написанную великим писателем. Эти дети останутся в глубокой убеждённости, что жизнь каждого человека испытывает не только на прочность, но прежде всего на порядочность и высокую нравственность.
Они говорили о том, как может измениться человек, попав в трудную жизненную ситуацию, что значит оставаться человеком, каким характером он должен обладать, чтобы преодолеть физические и нравственные испытания, посланные судьбой».
— Альбина Абдулхаликовна, 2015-й объявлен Годом литературы. Я готовилась к встрече с вами и выписала высказывания Константина Рериха: «И в сказках, и в былинах, и в великих творениях наших поэтов и литераторов действительно находятся те жемчужины, о которых так неотложно нужно напоминать народному (особенно детскому) сознанию. В них есть всё то, что нужно для исцеления сердца народа. Произведения классиков всегда свежи, ибо они рождались из великой самоотверженной любви и помогали народу в трудных его путях»…
— Полностью согласна с выдержкой. Об этом же писали великие Лев Николаевич Толстой и Алексей Максимович Горький.
К сожалению, современные дети мало читают, и немаловажным фактором здесь является языковой барьер. Несколько десятков лет назад русский язык дагестанцы знали намного лучше, нежели сейчас. Я думаю, главная причина кроется в том, что родители наших учащихся сами не дружат с книгами. Редко в домах сегодня увидишь книжные шкафы. Даже если взять тот факт, что те дети, которые посещают дошкольное учреждение, намного опережают в своём развитии тех, кто сидит дома с бабушками и дедушками.
— Не совсем согласна. Всё зависит от того, какие у ребенка бабушки с дедушками. К примеру, взять нашу семью. У нас была многодетная семья. Десять детей у родителей, но все мы окончили вузы, потому что отец с матерью нас с пеленок приучили к труду, и не только физическому, а, прежде всего, любви к учебе. У нас была цель получить не только высшее образование, но и добиться в своей профессии определённых результатов. Сейчас многие молодые родители сами толком не учились, поэтому стараются, чтобы их дети, особенно девочки — просто удачно вышли замуж. А их сыновья окончили вузы, одаривая преподавателей. Поэтому дипломированных людей много, а хороших специалистов днём с огнём не сыщешь.
— Не хочу с вами спорить, жизнь вносит свои коррективы. В современном мире на плечи учителей ложится огромная ответственность за воспитание молодежи. Где, кроме как в школе, дети получают основы знаний? И здесь немаловажную роль играют именно учителя-словесники.
Скажем, в нашей школе мы проводим недели русского языка и литературы, лингвистические парады, конкурсы чтецов. В этом году почти вся школа участвует в Международном литературном конкурсе «Проза — детям». Уже есть определённые результаты. Самое главное, что дети сели за столы и сами взялись сочинять произведения различных жанров.
К глубокому сожалению, наше учебное заведение работает в две смены и на дополнительные занятия с детьми остается очень мало времени.
— Мне кажется, на ваши слова очень точно ответил Николай Рерих: «А что, если бы сделать нашим людям усилие, отбросить всю шелуху и наросшую шершавость и опять сойтись в труде? А в этом помогут книги.
И не только по-русски требуются эти маленькие книги. Их нужно выпускать на разных языках, в общедоступных изданиях, чтобы проникли они в народные толщи. Нужно сказывать множеству различных людей мысли и древние, и новые, ибо все они говорят о том же, что и не древне, и не ново, но вечно.
…Обеднело человечество и оскудело… Быль должна обратиться в сказание, а из сказания должна вырасти сказка. Жизнь – прекрасная сказка».
Ведь это написано еще в 1935 году, а будто для сегодняшнего времени.
— Полностью согласна с Николаем Константиновичем. Современному учителю очень тяжело направить ребенка в нужное русло. Ведь информационный поток, который обрушивается на детей со всех сторон, огромный. И только хороший учитель, любящий свою работу, заботящийся о детях, сможет стать путеводной звездой для них.
Вера ЛЬВОВА, фото автора