Недавно в Японии прошли мероприятия, приуроченные к 110-летию Цусимской битвы. В них принял участие и наш земляк, вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей по Республике Дагестан Магомед Алиев (бывший генеральный директор ООО «Дагестанэнерго»).
В 1905 году
Цусимское сражение – это морская битва в ходе Русско-японской войны 1904 – 1905 годов. Оно состоялось в районе острова Цусима в Японском море.
В ходе этой битвы российская вторая эскадра флота Тихого океана (под командованием вице-адмирала Рожественского) потерпела сокрушительное поражение от императорского флота Японии. Японским флотом командовал адмирал Того.
Военные историки говорят о движении русской эскадры небольшой, 9-узловой, скоростью в негибком строю кильватерной колонны. Японцы имели превосходство в скорости в семь узлов. Японский адмирал концентрировал свои корабли возле головы русской колонны и поочерёдно подвергал головные броненосцы длительному (около 5 часов) сосредоточенному расстрелу. Те были выведены из строя. Ответный огонь русских был неэффектным. Снаряды с зарядами пироксилина повышенной влажности не взрывались.
Война и государство
Историки также говорят о чрезвычайной нескоординированности действий (как до войны, так и в её ходе) политиков, дипломатов, финансистов, военных, кораблестроителей, инженеров-артиллеристов, фортификаторов, моряков, сухопутных военных, железнодорожников, а также различных подразделений Морского ведомства. С этим связывают низкую боеготовность армии и флота, неготовность государства к войне.
Что касается самого сражения, высказывается мнение о безынициативности в сражении с российской стороны, нерешительном маневрировании в бою, негибком боевом построении, движении на малой скорости, потере управления в бою.
Русская эскадра была полностью разгромлена. Большая часть кораблей потоплена или затоплена экипажами своих кораблей, часть капитулировала, лишь четырём удалось дойти до русских портов. Потери российских военных моряков – более 5 тысяч погибших и более 6 тысяч пленных. Потери японцев – 117 погибших.
В целом война завершилась победой Японии. Историки говорят о потере былого престижа военной мощи Российской империи. С военно-морской точки зрения Россия, потерявшая тогда почти все главные силы своего флота, превратилась во второстепенную державу. В государстве резко нарастало революционное движение, рос национальный сепаратизм, царская династия теряла авторитет. Прибегшая к огромным внешним займам Россия оказалась в финансовой зависимости.
Дорогами Цусимы
И вот спустя более сотни лет в Японию впервые в истории прибыли потомки российских моряков. Но не только. В юбилейных мероприятиях приняла участие большая российская делегация, в том числе генеральный консул РФ в Осаке. А наш земляк Магомед Шарипович рассказал о некоторых подробностях.
— Прибыли мы в Японию самолетом «Москва – Токио». Мероприятия проходили, в частности, в префектуре Фукуока (это на юге страны, на острове Кюсю), а также непосредственно в Цусиме. В состав делегации вошли потомки российских моряков, сражавшихся в Цусимской битве. В ходе визита состоялось интересное событие – рукопожатие правнука адмирала Рожественского и правнука адмирала Того, правнуков воевавших дедов.
Магомед Алиев побывал и непосредственно в Цусиме. Это остров, а точнее, два острова (северный и южный), расположенных в Японском море. Между ними находится канал, при этом острова соединены мостом. (Само сражение происходило в Цусимском проливе, между Кореей и Японией, к востоку от островов Цусима).
Жители Цусимы ныне заняты добычей и переработкой рыбы и морепродуктов. Также на островах развит туризм. Кто сюда ездит? В основном корейцы: от острова до корейского берега 49 км. Из густонаселенной Кореи приехать в малолюдную Цусиму, побродить по лесистым горам, порыбачить, полюбоваться природой – вот такой отдых.
В целом Магомед Шарипович с теплотой вспоминает визит в Японию. Понравился мягкий субтропический климат юго-запада «страны восходящего солнца», запомнился крупный индустриальный центр Фукуока. Оставили впечатление и острова Цусима с их невысокими, но крутыми горами, покрытыми лесами, в которых водятся олени и дикие коты. Транспортное сообщение с островами довольно активное: несколько ежедневных авиарейсов, большие и малые паромы, скоростные катамараны. А еще запомнились местные дороги – ровные, ухоженные, с великолепным покрытием.
Как-то публицист и путешественник Андрей Ланько писал: однажды вьетнамский посол в США полушутя-полусерьёзно заметил, что ему приходится всё время напоминать американцам, что Вьетнам – это название страны, а не название войны. В каком-то смысле это касается и Цусимы. Для многих, изучавших историю России, это понятие вызывает определенные ассоциации. Сейчас же, побывав на островах, можно увидеть и «потрогать» другую Цусиму. Это даже не речки, а скорее ручьи, текущие прямо по городу, через которые перекинуты изящные мостики. Это маленькие деревушки и рыбацкие поселки на побережье. Это тишина и спокойствие горных лесов. И специфический вкус местного сладкого картофеля – батата.
Альберт МЕХТИХАНОВ