Марина Александровна Кичилиева настолько сильно любит свою учительскую работу, что даже отказалась от декретного отпуска. Хотя муж Исмаил просил годик-другой посидеть с малышкой Миланой дома.
Кичилиева преподаёт в махачкалинской школе №50 имени Расула Гамзатова. И выполняет работу со знанием всех педагогических и психологических тонкостей.
— Как же я могла предать учеников? – объясняет она свой учительский порыв. — Многие родители просили не оставлять их на «полдороге».
Дети её искренне любят, во всём слушаются и стараются не подводить. Класс Марины Александровны дружит с книгой. Даже на праздники дети друг другу дарят книжки. Они настолько грамотные, что уже со второго класса пишут проектные работы. Причём со знанием дела.
Тему для разговора о любви к литературе я выбрала неслучайно. Этот год объявлен Годом литературы. Как говорится, сам Бог велел.
Учительница Кичилиева сама много читает, с теплотой вспоминает, как в детстве ей перед сном читала книги её мама, а теперь она сама каждый вечер старается для дочерей Марьям и Миланы.
— Марина Александровна, всё вокруг развивает мышление ребёнка. И чем больше разных видов и способов получения информации, тем лучше для развития интеллекта. У ребёнка открываются, так сказать, все сенсорные каналы. Он ощущает, анализирует увиденное, услышанное. А ведь книга, к сожалению, не передаёт цвета и запаха. К тому же, она перестала быть единственным источником информации. Отчего некоторые школьники мало читают? Кто в этом виноват?
— Я думаю, это прежде всего родители. Пытаясь сделать из своего чада вундеркинда, они усаживают его за книжку в слишком юном возрасте.
Вторая причина: взрослые перестают читать ребёнку книги в тот самый момент, когда он сам научился складывать буковку к буковке. Это их ошибка. Нельзя отказывать школьнику в его просьбе прочитать ту или иную книгу, при этом нежелательно говорить, что он уже большой и прекрасно сам умеет это делать. Лучше прочитать несколько страниц и остановиться на самом интересном месте, чтобы он сам дочитал полюбившееся произведение. Вот тогда можно посеять интерес к чтению. Ребенок не любит делать то, что ему пока трудно.
Еще добавлю, что чтение книг расширяет кругозор, развивает воображение: ребёнок рисует в фантазиях собственный мир, образы. Сам начинает домысливать, менять сюжеты, концовки произведений. К тому же, чтение книг учит грамотности.
Я считаю, что любовь к книгам в первую очередь должны привить родители. Не стоит питать надежд, что только учителю под силу сделать ученика читающим.
Если родители сами постоянно сидят с книгами и перед сном читают своим детям хотя бы пятнадцать минут сказку, причём делают это эмоционально, артистично, то будьте уверены — дети с удовольствием будут оставаться наедине с книгами.
И самое важное, нельзя использовать чтение как наказание. Когда мама говорит «Гулять не пойдёшь, а будешь читать книгу», она совершает грубейшую воспитательную ошибку. Книги должны быть источником радости, а не отвращения.
Мы, взрослые, хотим всего достичь быстренько. А формирование навыка чтения — довольно длительный и очень сложный процесс. К тому же, часто оказывается, что у ребёнка сформирован неэффективный механизм чтения.
— Что это такое?
— Если родители правильно учат малыша читать, то они при этом должны непременно запастись таким терпением, чтобы хватило надолго, так как ребенок, начиная читать, отслеживает каждую буковку, анализирует её. Это очень медленный процесс. Но постепенно он убыстряется, а нетерпеливые и невыдержанные взрослые сразу требуют от ребенка, чтобы он читал быстрее. То и дело подгоняют его. И тогда юный чтец вынужден использовать другой способ. Схватив первые две-три буквы, он начинает угадывать слова. И чаще всего отвечает наугад, то есть ошибочно. Тогда движение его глаз напоминает работу челнока: убежал – вернулся. Потому что он не ухватил смысла. И получается в итоге механическое чтение — когда малыш бойко читает, а пересказать текст не может.
— А с какого возраста нужно учить читать ребёнка? К примеру, во Франции чтение культивируют с самого раннего детства. В детском саду двух-трёхлетние малыши изучают алфавит и складывают слова. А в первом классе учатся анализировать прочитанное. Здесь учат молодёжь читать газеты и журналы. Около школ и других учебных заведений размещены газетные киоски.
— Академик Марьяна Безруких считает, если родители до четырёх лет насильно заставляют малыша читать, то в будущем у него могут быть серьёзные проблемы чтения и письма. Надо знать, что потребность в чтении человек сам в себе не формирует. Это делает его окружение. Что вложите, то и получите. Если родители смотрят только фильмы или читают лёгкую литературу, то ребёнок никогда не полюбит классику.
— Лично я своих детей научила читать быстро, применив игровую методику. На столике в прихожей лежал раскрытый букварь. И каждый раз, пробегая мимо столика, я задавала вопрос своим детям: «Какая буква поздоровалась с нами сегодня с утра?» А потом на эту букву целый день они подыскивали слова. Не прошло и месяца, как мои дети начали читать. Сколько часов в день должен читать подросток?
— Сколько хочет, но только не лёжа в постели или уткнувшись носом в книгу.
— Марина Александровна, психологи утверждают, что дети, которым в младенчестве не пели колыбельных песен, менее счастливы, успешны в жизни и чаще страдают психическими расстройствами. Они провели исследование, в ходе которого наблюдали за двумя группами детей. Малышам из первой группы мамы пели колыбельные песни, малышам из второй вместо колыбельной просто включали спокойную музыку. Результаты исследования психологов изумили. Дети из первой группы росли более спокойными, послушными и интеллектуально развитыми.
— Вера Ивановна, а чем психологи объяснили такие результаты?
— Самая важная причина – это установление особых эмоциональных отношений между мамой и малышом. Оказывается, мама, убаюкивая крошку, полностью обращена к ней, передаёт ей свою любовь, нежность, тепло, ласку. Малыш воспринимает интонации матери, тембр её голоса, который даёт ему чувство тепла и защищённости, очень важные для спокойного сна. Даже если у мамы нет музыкального слуха и приятного голоса, это, оказывается, не повод лишать малыша колыбельных песен перед сном. Самое важное в данном случае – эмоциональный посыл, который она направляет ребёнку.
— Полностью согласна с выводами психологов. Но хочу добавить от себя следующее: великий поэт Расул Гамзатов сказал, что песня матери – главная песня в мире, начало всех человеческих песен. Хотя колыбельные всех народов мира имеют схожие черты: высокий тембр, медленный темп и характерные интонации — всё же в песне каждого народа много отличий, в них заключается своя философия и свой взгляд на жизнь. Одним словом, колыбельные песни отражают обобщённую модель мироздания народа, по которой ребёнок в первый раз знакомится с миром.
— Хочется добавить еще одну информацию: литературоведы насчитали свыше 600 колыбельных стихов, авторами которых являются не только выдающиеся русские поэты, но и наши современники, такие как Высоцкий, Таня Буланова, Полина Гагарина и так далее. Прочитала у Владимира Высоцкого следующие строки:
И надёжно заглушён
Ночью улиц гул.
Пусть тебе приснится сон,
Будто ты уснул.
Мир — внизу, а над ним
Ты легко паришь.
Под тобою — древний Рим
И ночной Париж…
Современные мамы просто обязаны петь своим детям колыбельные песни, ведь они — средство развития ребёнка и общения. Пусть он ещё не понимает значения слов, но его воображение начинает работать, создавая свои волшебные образы, которые пригодятся ему в его взрослой жизни. А мир взрослого огромный, разнообразный и очень интересный. И ему в этом мире жить!
Вера ЛЬВОВА, фото автора