В финских школах детей учат по советской системе. Американцы в работе с наркоманами активно используют средства воспитания, разработанные Макаренко. Незыблемость советской системы образования вынуждены были признать даже враги. Так, немецкий генерал, выпустивший свои мемуары после Великой Отечественной войны, отметил, что они, немцы, проиграли прежде всего русским учителям.
А в нашей стране приоритетными стали европейские стандарты. Что из этого получилось? Чем сегодня живет школа, и какие проблемы волнуют учителей? Я, как учитель и представитель регионального штаба ОНФ, обязана привлечь внимание к этим вопросам.
Еще раз о ЕГЭ…
С 2008 года учителей подвергали уничтожающей критике за то, что они писали за выпускников. А если хорошенько подумать, то именно этот нездоровый (денежный) интерес к ЕГЭ заставил многих нерадивых учителей взяться за учебники и подумать над заданиями. Это было бы не под силу никаким указам и приказам сверху. Значит, болезненный период был продиктован сложившейся ситуацией. Без него сегодня мы не смогли бы перейти на более качественный уровень. Учителя просто оказались заложниками непродуманных и поспешных решений министерств, которые отрапортовали центру, что республика готова к ЕГЭ.
Почему же никто из взывающих нас к совести не отметил, что ЕГЭ – это исключительно дорогое удовольствие для страны? Для одного региона – примерно 6 миллионов. А в масштабах всей страны? Надо ли тратить такие деньги на этот экзамен? На эти средства можно было построить детсады, школы. А нервное напряжение детей, родителей и учителей? Сколько трагедий случилось при доставке выпускников в ППЭ! Разве это нормально — оценивать детей только по их соответствию ответам на тесты? Мне, как и любому учителю, достаточно минутного общения с учеником, чтобы оценить уровень его знаний.
Опасен не ЕГЭ, а то, что школьная жизнь сейчас ориентирована на чисто механические параметры: натаскиваем детей на выполнение определенных заданий. Кстати, слово «натаскивать» применяют по отношению к животным, и только с введением ЕГЭ его стали применять к учащимся. В педагогике нет такого метода обучения, как «натаскивание».
Конкурсы
С удовольствием принимаю участие в профессиональных конкурсах, можно сказать, бросаюсь в них как в омут, готовлю своих учеников к различным творческим конкурсам. Но последние 5 лет конкурсов становится так много, что перестаю понимать, кто я и каковы мои должностные обязанности: я должна учить детей или готовить их к конкурсам? Второе интереснее, но первое – мое призвание. Совместить обе роли физически невозможно, даже если в сутках будет по 48 часов.
К примеру, ежегодные республиканские конкурсы. Участникам нужно написать стихи, исследовательские работы. Но стихи невозможно писать по требованию… А материал на исследовательские работы надо собирать месяцами и годами. Есть ли польза детям от таких конкурсов? Учащиеся не могут писать не только исследовательские работы, но и рефераты. Они домашние работы не выполняют, как следует.
Поучителен пример газеты «Орленок-Дагестан». Чтобы вырастить очередную смену юнкоров, редакция организовала для них отдых в «Солнечном береге», где в течение смены создали все условия для развития их способностей, отправляла их в ВДЦ «Орленок». Представители газеты выезжали в районы, чтобы проводить мастер-классы для детей. При газете есть медиа-школа. Так надо привлекать детей.
Что касается конкурсов для педагогов «Учитель года», «Лидер в образовании», «Классный классный», «Воспитать человека» и т.д., то ежегодно у нас в республике они выявляют около 50 победителей и призеров. На мой взгляд, если ты победил, то тебя должны переполнять чувства, должно возникнуть желание делиться своим опытом с коллегами. Но почему-то на страницах газеты «Учитель Дагестана» такого рода статьи увидишь редко. Поэтому учителя в большинстве своем не очень-то верят этим конкурсам. А народ хочет знать, за какие такие заслуги тот или иной учитель стал победителем или же призером.
Вопрос конкурсов необходимо поставить ребром на совещаниях в министерстве, чтобы чиновники профильтровали их поток, сгруппировали обязательные и необязательные. А учителя, как главную фигуру в школе, надо беречь и оградить от всего, чтобы он добросовестно исполнял свои прямые обязанности – качественно учил детей. Недаром Платон говорил: «Если башмачник будет плохим мастером, то государство от этого не очень пострадает, но если воспитатель детей будет плохо выполнять свои обязанности, в стране появятся целые поколения невежественных и дурных людей».
ФГОС
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) – это очередная утопия. Можно ли сочетать несочетаемое? Первоклассник-москвич знает русский язык с рождения, словарный запас наших детей настолько скуден, что они говорят не связно, а обрывками слов. Как можно их уравнять?
Будучи ученицей начальных классов, я, как и мои сверстники, редко прибегала к помощи родителей, сестер и братьев. Учеба была мне по силам. Да еще воспитаны были так, что у каждого из нас имелись свои обязанности по дому.
Родители же сегодняшних гапцахских первоклашек вынуждены обращаться к услугам репетиторов. Дети дома освобождены от всех дел. Четыре часа они проводят в школе за партой. Два часа с репетитором по двум предметам после уроков, затем дома еще два часа по другим предметам. О каких здоровьесберегающих технологиях вообще идет речь? В конвенции о правах ребенка написано: «Детское время должно быть временем радости, временем игр…»
Уважаемые чиновники Минобрнауки, это в промышленности делают серийные детали. Они чем стандартнее, тем лучше. В педагогике, как вы понимаете, должно быть совсем наоборот. Надо учитывать, что все дети разные. От рождения, от природы. Природосообразным, по Коменскому, является такое обучение, которое строится с учетом возрастных особенностей детей. Другими словами, учебная нагрузка должна быть детям по силам. Только при этом условии учеба доставит им удовольствие, они обретут веру в себя и будут развиваться. А при нынешнем положении дел они деградируют.
Сплошное репетиторство
Беспокоит меня и то, что в последнее время учащиеся получают знания вне школы, у репетиторов, и довольно успешно. В них нуждаются и первоклассники, и среднее звено, и выпускники. Такое положение дел может привести к тому, что школа, как образовательное учреждение, в скором времени исчезнет в связи с тем, что она не может удовлетворять запросы учащихся.
Сплошное репетиторство – свидетельство того, что учащийся недополучает знания в школе. Из-за плохой дисциплины на уроке, из-за некомпетентности учителя или же из-за особенностей умственного развития самого учащегося? Нужно выяснить причины этого и принять решительные меры. Может, пересмотреть ставку учителя? Времена-то изменились, с нынешними школьниками очень трудно работать. В любом случае нам надо изобретать все ходы и выходы, чтобы школа осталась на плаву. Если ситуация не изменится, то лет через пять родители не доверят школе своих детей.
Наида
Магомедрасулова,
учитель русского языка
и литературы
Гапцахской СОШ
Магарамкентского района