Мероприятия по тематике радикализма в республике проходят регулярно. Имамы анализируют тему с религиозной точки зрения. Матери не хотят, чтобы их сыновья не по праву убивали других и погибали сами. Ректоры и преподаватели взывают к своим студентам.
Одно из таких заседаний прошло в стенах нашей редакции. Совещание межведомственной группы носило рабочий характер. В нем приняли участие: представители Минпечати, Минмолодежи, Комитета по взаимодействию с религиозными организациями и др.
Региональная научно-практическая конференция «Профилактика идеологии экстремизма и терроризма: международный и отечественный опыт» прошла ранее в Махачкале. Она состоялась в Северокавказском институте (филиале) Всероссийского государственного университета юстиции (институт «в народе» больше известен как «правовая академия»).
Открыл и вел мероприятие ректор института Багавдин Магомедов.
Замминистра печати и информации РД Зубайру Зубайруев выразил глубокое сожаление тем, что молодые мусульмане уходят в ряды экстремистов. Он даже не стал называть их «врагами», считая скорее введенными в заблуждение и надеясь, что эти люди образумятся. Замминистра уверен, что это проблема №1 в республике.
Общее видение ситуации у Зубайру Исаевича таково. Понимая силу и мощь исламской религии, осознавая ее несомненную конкурентоспособность, враги не стали бороться открыто против ислама. Они избрали другой коварный план: стравить мусульман друг с другом, спровоцировать одних приверженцев ислама против других, уничтожать верующих и сеять раздор их же руками.
Зубайру Зубайруев высказался категорически против использования выражения «Исламское государство» в отношении «ИГИЛ» (запрещенная в России группировка). В том числе и с оговоркой, указанной в скобках. Ведь Исламское государство (настоящее, правильно действующее; не экстремистская группа) – это мечта любого мусульманина. Вообще, Зубайру Исаевич считает, что скрытая идея сторонних врагов именно в этом – дискредитировать исламскую религию.
Выступил на мероприятии и Мухаммад-хаджи из отдела просвещения Муфтията. Он подробно разобрал тему несоответствия исламу действий экстремистов. В частности, остановился на процедурах, как у сподвижников назначался или избирался халиф – и как, вопреки этому, лидер был установлен у экстремистов.
Также Мухаммад-хаджи сказал: их действия грубо противоречат исламу – во взаимоотношениях как с мусульманами, так и с немусульманами.
Речь зашла и о том, что в Российской Федерации мусульманам разрешено открыто исповедовать ислам, открыто придерживаться столпов ислама – произносить шаhаду (свидетельствование своей исламской веры), совершать намаз, выплачивать закят, соблюдать пост и совершать хадж.
Один из студентов поинтересовался у выступавшего, настолько ли всё так благополучно у мусульман в России. И сослался на ситуации, когда возникали проблемы с государственными органами.
Мухаммад-хаджи пояснил: он вовсе не говорил, что «всё замечательно». Вообще, мы не в Раю, — а здесь, в земной жизни, проблемы были и есть. Но конкретно нынешняя Конституция РФ прямо закрепляет право мусульман иметь религиозные убеждения, распространять их и действовать в соответствии со своими религиозными убеждениями (статья 28). Если же какие-то чиновники или руководители, или еще кто нарушают права мусульман, ущемляют их – нужно бороться за свои права. Конституция в этом вопросе на стороне верующих, а не на стороне притеснителей.
Мухаммад-хаджи также отметил, что со стороны экстремистов нередко выступают подготовленные люди, используя психологические разработки, нейролингвистическое программирование (НЛП) и другие методы. Несведущему молодому слушателю очень непросто под их прессингом. Только изучая ислам, только имея основательные знания, человек может понять: его склоняют явно не туда; то, что ему пытаются втолковать, противоречит самому исламу!
При этом Мухаммад-хаджи категорически предостерег родителей, которые, пытаясь уберечь детей от экстремизма, запрещают им соблюдать религию. Запрещают совершать намаз, посещать мечеть, дочерям — носить платки и т.д. Это никуда не годится – мешать человеку идти по пути ислама!
Да и как запрет молиться уберегает от экстремизма? Если даже юноша подчинится давлению и перестанет (при родителях) совершать намаз – что ему препятствует, выходя из дома, общаться с теми же людьми? Или, даже оставаясь дома, — по Интернету посещать те же сайты (экстремистские).
Напротив, нужно не лишать человека религии, а позаботиться о том, чтобы сыновья брали ее в надежных местах. Есть авторитетные имамы, есть грамотные учителя, есть образованные специалисты. При многих мечетях открыты просветительские курсы. «Да, про него я точно знаю, что это уважаемый и авторитетный имам, образованный, знающий! И я точно знаю, что он не заблудший экстремист. Вот ему я без сомнений доверю религиозное просвещение сына». И кстати, почему только сына – самому нужно просвещаться и прочнее укрепляться в религии, если честно знаешь большие пробелы за собой в этой (самой важной в жизни) области.
Ректор вуза Багавдин Магомедов призвал родителей не быть равнодушными к воспитанию собственных детей. А действенное воспитание – это личный пример. Ректор подметил такую связь. Когда, к примеру, отец регулярно совершает намаз, даже маленький малыш порой добирается до молитвенного коврика и пытается повторять движения папы. Так, с самого раннего детства, когда ребенок и слов молитвы еще не знает, он учится поклонению.
Совсем другая ситуация, когда ребенок видит что-то иное – например, отца, употребляющего алкоголь. В компании родственников, друзей или еще кого-то. И тут ребенок добирается до стола, и тут он хочет быть, «как папа». И ему тоже что-то наливают «за компанию». В маленьком возрасте это будет лимонад или сок, напитки покрепче польются позже. В любом случае, сама эта картина – коллективное распитие спиртных напитков – с малых лет воспринимается ребенком как что-то обычное, привычное и вроде как себе «нормальное»…
Темы убережения от экстремизма также коснулся в своем выступлении заместитель председателя Комитета по взаимодействию с религиозными организациями Расул Гаджиев.
Подготовил
Альберт МЕХТИХАНОВ