Мы давно хотели встретиться с президентом Дагестанского государственного университета народного хозяйства (ДГУНХ) Гамидом Бучаевым. Гамид Ахмедович – давний друг нашей редакции, эта дружба началась, когда «МД» возглавлял еще Гаджи Ахмедович Абашилов. Занятой человек, Г. А. Бучаев охотно нашел время для интервью.
В беседе приняли участие проректор по воспитательной работе доцент Магомед Магомедов и проректор по учебной работе доктор экономических наук, профессор Нурзият Казаватова.
(Окончание. Начало в предыдущем номере).
«Требую, чтобы жалели молодых»
— Гамид Ахмедович, возвращаясь к теме учебно-социального проекта…
— Да, конечно. Итак, в ДГУНХ 202 аудитории с мультимедийной техникой, у нас имеются общежития на 1 300 мест… Не буду ничего говорить, сами сходите и посмотрите. Далее. У нас сегодня 10 спортзалов. Вы слышите меня? Десять! Только в прошлом году мы здесь 6 спортзалов построили. В центре города функционирует наш небольшой стадион. Работают 3 столовые, 53 компьютерных класса, 1500 компьютеров. Вы сами все это оцените.
Мы учим студентов, а не «продаем» им оценки. А знаете, что это такое? Знаете, какими приходят к нам выпускники школ? С очень низким уровнем знаний. И мы долго с ними возимся. Вытаскиваем их на вузовский уровень.
И еще — мы им не врем. Не говорим, что в стране всё замечательно. Мы говорим студенту: да, много плохого и несправедливого. А где ты хочешь справедливость искать? В лесу? А может, выберешь другой вариант? Учись, приобретай знания, стань образованным человеком. Будь специалистом, и пусть это увидят люди. Дадут тебе руководить предприятием, например. И там ты мирно будешь делать то, к чему и стремился – правильно и по справедливости всё.
Мы бы очень хотели, чтобы и вокруг было так. Чтобы студент увидел все это. И когда он, отучившись в ДГУНХ на красный диплом, пойдет трудоустраиваться, чтобы этого студента взяли на работу. Его, специалиста.
Отмечу и интернационализм в нашем вузе. И студенты это знают.
Сам я сторонник максимально помогать студентам, у которых что-то в учебе не получается. Если, конечно, не конченный бездельник – таких мы не держим. В год мы исключаем сотни неуспевающих студентов. Я настойчиво напоминаю преподавателям: дайте возможность человеку исправить свой промах, дополнительно занимайтесь с ним, проводите факультативные занятия. У нас нет таких методов, когда студента исключают, чтобы за восстановление потом денег у него взять.
Магомед Магомедов:
— Хотелось бы уточнить, что бережное отношение к студентам не означает снижения уровня требований к их знаниям. Категорически нет. Мы просто даем им возможность подтянуться, заново подготовиться, обращаться к преподавателям с вопросами, с уточнениями и т.д. Если же студент из таких, что вновь и вновь валяет дурака, не желает усердно учиться – диплома он у нас не получит. На нашем строительном факультете мы за этим строго следим. А дилетантам диплом инженера не дадим.
То есть в процессе учебы отсеиваются те, кто не хочет учиться.
До исключения работали с ними до потери пульса. Просто же так оценку никому не поставили, несмотря на многочисленные просьбы и уговоры.
Гамид Бучаев:
— В наших словах нет противоречия. Мы выручаем студентов многократно: призываем их самих, теребим родителей, предлагаем дополнительную работу с преподавателем, проводим консультации, даем возможность пересдать, а потом еще и еще…
Но если в самом деле ничего не выходит, то в итоге с такими расстаемся. Тут Магомед Гаджиевич прав: если человек не научился строить дом, ему нельзя быть инженером-строителем.
Нурзият Казаватова:
— Если студент совсем не проявляет желания учиться, мы с ним в итоге расстаемся, и это во всем университете. С дневного отделения ежегодно исключаются около сотни человек, еще больше с заочного.
«Не понимаю, чему их обучают в школах»
Гамид Бучаев:
— Работать со студентами зачастую непросто. В прошлом году в Кизляре экзамен по физике сдал только один человек. Один во всем городе. Кто же пойдет на инженерные специальности?
А общие цифры таковы. 26 тысяч школьников сдавали ЕГЭ в 2015, половина из них никуда не поступила, 5 тысяч человек вообще не получили аттестат зрелости. Таким образом, ежегодно 10 — 12 тысяч юных дагестанцев никуда не поступают учиться после школы. Ясно, девушки из их числа дождутся, пока их выдадут замуж и сосредоточатся на семье и воспитании детей. А юноши? Будущие мужья, отцы, главы семей? От которых ждут, что они будут работать, зарабатывать и обеспечивать.
Мы сторонники того, чтобы, не поступив в колледж, вуз, выпускник школы не оставался без дела. Мы это не просто провозглашаем, а сами работаем в этом направлении. У нас при вузе функционируют 3 колледжа, учащийся там получает специальность, ему выплачивается ежемесячная стипендия, дальше большинство идет работать по специальности, некоторые продолжают образование в университете очно, заочно. На учебу в вуз они поступают без ЕГЭ, сдавая вступительные экзамены.
— У вас в ДГУНХ 12 тыс. студентов и тысяча сотрудников, преподавателей. Не поделились бы рецептом: как вы работаете без взяток и выполняете роль «социального лифта» для учащихся?
Магомед Магомедов:
— Я бы сразу уточнил. «Социальный лифт» — не для всех. Только для тех, кто старается в учебе.
Гамид Бучаев:
— Это очень тяжело. Кадровый вопрос весьма сложный.
— Вы несколько раз упомянули, что ваш вуз стремятся к кому-то присоединить, да и слухов всевозможных по этой теме немало…
— Дело вот в чем. Москва решила в каждом регионе создать один опорный вуз. И организовать его через присоединение другого вуза – партнера. Мы сначала этот проект обсудили здесь, в стенах ДГУНХ. Коллектив поддержал участие в таком деле, и мы желаем объединиться с ДГУ. Для развития опорного вуза Москва обещает выделение 200 миллионов рублей ежегодно в течение 3-х лет, но при этом ставятся вполне амбициозные цели.
После обсуждения с коллективом мы предложили руководству ДГУ объединиться.
ДГУ – не чужой для нас вуз. Ректор ДГУНХ там учился. Я там работал 17 лет. На первом этапе конкурса Минобрнауки РФ отказал нам в создании опорного университета, т.к. на этом этапе объединяются только объекты федеральной собственности. Но на втором или третьем, надеемся, будет принято положительное решение.
«Мы чувствуем, что ДГУНХ не хотят финансировать местные власти»
— А как вы видите вопрос с вашим финансированием?
— Выше мы указали, что ежегодно после школы учиться в вузы, техникумы не поступают более 10 тыс. человек. 30% населения республики – эта молодежь. Нельзя сокращать количество обучающихся. На 10 тыс. чел. в РФ приходится 250 с высшим образованием, а в Дагестане – 126. Если перестанут финансировать ДГУНХ, то куда денутся 12 тыс. студентов и 1 тыс. сотрудников? Ежегодно мы принимали раньше до 1 тыс. абитуриентов, а в 2015 г. – 550 чел. Если дальше пойдет так, что будет с молодежью? Кроме стипендии и зарплаты, нам ничего не выделяют.
Магомед Магомедов:
— ДГУНХ – это вариант для тех юношей, которые не имеют ни «спины», ни родителей, оплачивающих «закрытие сессии» для него, но которые имеют твердое желание стать специалистом и стремятся к знаниям. И имеют условия, чтобы без всякой денежной грязи учиться здесь.
«Кто-нибудь в Дагестане думает о нашей молодежи?»
Гамид Бучаев:
— Думают, конечно, Глава РД, председатель Народного Собрания, председатель Правительства, есть целое министерство и много других. Но, похоже, в ближайшие лет десять мы и не получим из школ знающих выпускников. Таких выпускников готовят знающие педагоги, а сколько их нынче в школах? Это проблема. Выпускники педагогического вуза в горы мало кто едет работать, и их никто к этому не стимулирует. Мужчины почти поголовно ушли из школ.
Многие молодые люди не читают. Я не имею в виду болтовню в чатах, говорю о текстах, которые дают знания и развивают человека. Многие школьники элементарно не могут написать сочинение по заданной теме. Написать без ошибок диктант или изложение тоже не могут, их этому давно не обучают. С 2016 г. выпускники будут писать сочинения. Боюсь, дагестанцы не смогут…
Получая к нам в вуз такого выпускника, мы стараемся ему помочь, готовы терпеть и возиться с ним, чтобы он рос.
Ежегодно в республике рождается около 50 тысяч детей. Молодежь составляет 30% от населения РД. Около 25 тысяч дагестанцев не находят себе применения у нас и уезжают в те или иные регионы РФ. Там жизнь у них складывается по-разному, не так легко живется и там.
«Малообразованный педагог готовит себе подобных»
— Я думаю, об этом многие знают: сегодня в республике, не учась, можно получить диплом, купив его. Об этом много говорил Глава РД.
Мы упускаем нашу молодежь – я еще раз прямо об этом говорю.
Будущее Дагестана — в образованных людях.
Нурзият Казаватова:
— …А те принципы, о которых говорил Гамид Ахмедович, им следуют и сейчас многие наши выпускники. Я знаю это, общаясь с ними самими. И мы продолжаем этот курс.
Гамид Бучаев:
— Я говорю студентам: живите чисто и честно. Учитесь. Старайтесь стать сильным специалистом. Работайте, зарабатывайте, вы будете расти по службе. Сильный специалист обычно без работы не остается. Старайтесь, учитесь!
«Я не гоняюсь за наградами»
— Гамид Ахмедович, вы проживаете в секционной квартире. У вас нет никакой охраны… Вопрос такой: а с каким чувством вы так живете? Нет порой задумки, что хотелось бы жить, как «те»?
Гамид Бучаев:
— Ну как вам сказать… Иногда проскакивает такая мысль: вот бы встать рано утром, когда еще соловьи поют, взять шланг и что-нибудь полить у себя во дворе.
А живу я по-прежнему в квартире. Знаете, что это значит? Много машин, прохожие, шум, суета. Окно не откроешь: сразу все мухи с рынка слетаются в квартиру. Комары. Рядом — базар, шум, гам. Я от этой квартиры на работе прячусь. Начать жить как нормальные – уже поздно.
— Такое спокойное отношение к материальным благам смогли ли вы передать детям?
— Я старался. И смог. Они у меня честные ребята. Два сына-профессора, дочь-доцент. И, не прикоснувшись ни к одной чужой копейке, они живут.
— Гамид Ахмедович, у вас очень много наград, званий, титулов. А какие из них дороже всего для вас?
— Многие звания – международные… Из местных я награжден орденом «За заслуги перед Дагестаном». У меня даже при 97 изданных книгах нет звания «Заслуженный деятель науки Дагестана», не говоря о России. Я, участвуя в заседаниях комиссии по госнаградам, никогда не поднимал вопрос о себе. А видел немало людей, которые гоняются за наградами. Я этим не занимаюсь – зачем?
— Кого бы из учителей в своей жизни вы бы отметили?
— Знаете, на этот вопрос я бы не хотел отвечать. Объясню, почему. Считаю так: если начну называть – тогда хочется никого не упустить. И учителя – это ведь не только преподаватели в стенах учебного заведения. Под этим понимаю любых людей, у которых я чему-то научился полезному.
— В этом году среди прочих намечается юбилей – 95-летие нашей газеты.
— А что касается вашей газеты – я читаю ее давно. Еще с тех пор, когда первые мои стихи были опубликованы в ней.
И сейчас продолжаю читать. Считаю ее интересной и актуальной.
Кстати, в феврале юбилей и у нашего вуза: работать мы начали 25 лет назад.
Напоследок вот что я бы добавил. Мне сейчас очень тяжело. Мы приложили много усилий для развития нашего вуза, для расширения его инфраструктуры. Об этом было сказано и в нашей беседе. Делая всё это, мы сохраняли вуз в чистоте, в государственном статусе, не переводя его в частные руки. Мы не вечные в этой жизни, а университет, основанный нами, построенный, современный, останется людям – дагестанцам. И обидно, когда нас «прижимают», не помогают. Хотелось бы, чтобы руководство РД берегло наш университет, он нужен республике, молодежи.
Абаш АБАШИЛОВ,
Альберт МЕХТИХАНОВ