Газетно-журнальное издательство расположено на юге Махачкалы, а посетитель редакции проживает в одном из поселков к северу от города. Мотив у немаленького пути был важный – обсудить актуальные вопросы религиозного характера. |
Беседа в кабинете главного редактора продолжалась не 5 и не 10 минут. Некие обобщенные тезисы мы и представляем читателям. Договорились о том, что имя собеседника мы не открываем. Чтобы обсудить именно поднятые темы, а не личность посетителя.
Париж…
События во Франции во многом связаны с более общей темой – для чего мы живем и что мы тут делаем, в этой земной жизни. Западный ответ известен: образно говоря, «каждый сходит с ума как хочет» и вправе это делать. Запрещено только одно: мешать другому человеку делать то же самое, то есть «сходить с ума», как захотелось тому. В этой ложной системе координат всё дозволено, всё можно, никаких святынь (якобы) нет, зато есть право попирать и оскорблять их.
В их понимании «священен» только вот этот самый принцип вседозволенности. Это не преувеличение, у носителей такой идеологии можно встретить реплики типа «Свобода слова священна». Повторюсь, ограничение только одно – не препятствуй другому делать то же самое. Условно говоря, ты можешь «в ответ» нарисовать издевательскую карикатуру, хоть сто карикатур на карикатуриста. А вот требовать, чтобы он перестал издеваться над твоей Верой, твоими святынями, перестал оскорблять того, кто очень дорог тебе и сотням миллионов твоих братьев и сестер – бесполезно. Законы их государства на его стороне. Они защищают его «право» издеваться, а не твою реакцию гнева и возмущения. «Свобода слова священна»…
Учти, что если ты попытаешься как-то активно выразить свою позицию в обход ИХ законов – жди, что на тебя может обрушиться удар их государственной машины. Его (карикатуриста) и его грязные выходки она, эта машина, защищает, а тебя преследует.
Их идеология и мировоззрение полностью расходится с истинами, которым нас учит исламская религия. Человек вовсе не «хозяин» самому себе, и он никак не вправе «сходить с ума, как пожелает». Человек – это творение Всевышнего, Творца и Господа миров. Сотворен человек для поклонения своему Создателю. Для поклонения в широком смысле, речь идет не только о ритуальном служении, но в целом о жизни в верности и подчинении Богу. Это совершение поступков, которыми Аллах доволен, и воздержание от того (греховного), что Он запретил.
Если же человек упрямо игнорирует и отмахивается от своего предназначения, выбирая ложные учения или следуя своим прихотям… Что ж, это его решение, за которое придется нести ответственность. Человек предупрежден предельно ясно: эта жизнь – испытание, ответственность с отсрочкой наступит в Судный день.
Так что, повседневные наблюдения не должны сбивать: вот, мол, те, кто и жирует, и роскошествует, и злодействует, и творит «чё по кайфу», и верит не во Всевышнего, а в разные «-измы» (фашизм, коммунизм, либерализм, национализм и т. д.). И, вроде бы, им всё сходит с рук… Об этом и идет речь: все окончательные расчеты наступят позднее. В этой же, преходящей, земной жизни человеку дана возможность выбрать. И если человек выбрал отвернуться от Творца и сосредоточиться на мимолетном смаковании мирских соблазнов и ложных заблуждений…
Так что, свобода слова отнюдь не священна. Слово – это инструмент, который может работать во благо, а может во зло. К примеру, отвратительная словесная брань, сквернословие предосудительны. Или: если в переполненном темном зале кинотеатра кто-то шутя начнет вопить «Пожар! Пожар!», свободы такого слова тоже не может быть. Ведь в спровоцированной давке в толпе у выхода люди могут покалечить и растоптать друг друга.
По исламу приветствуются и поощряются только добрые, благие, хорошие слова. Например, подсказка брату или предостережение от ошибок. Вредным же и мерзким словам никак нет зеленого света.
Применение оружия
Тут следует удаляться от крайностей. Ислам не требует уничтожать и разрушать всё и всех подряд. Но ислам – это и не сплошной пацифизм, и не «магазин плюшевых игрушек».
Важно то, что действия в исламе должны совершаться на основе знаний. Будь то омовение, молитва, пост, джихад, дозволенный заработок и дозволенный отдых, и другое – мусульманин должен знать, КАК ПРАВИЛЬНО ЭТО ДЕЛАТЬ. А если не знает – изучать, уточнять у знающих.
Вопросы войны и мира в религии рассмотрены, как и многие другие. Есть ситуации, когда применение оружия оправдано и даже обязательно – например, кара преступника по справедливому приговору исламского суда. Или ведение сражения на законной войне. Но есть и иные ситуации, когда с другого человека даже волос, как говорится, не должен упасть. Это страшный грех – пролить кровь того, чья жизнь защищена и недозволенна…
Поэтому горячим эмоциональным головам следует сдерживать свои страсти, стремиться к знаниям и не ставить телегу впереди лошади. Невежество очень опасно, на его основе человек может совершать грехи, ошибочно считая себя правым. Будьте осторожны: читайте, узнавайте, изучайте, спрашивайте, просите, требуйте знания!
Дагестан
Критикуя западные подходы, не хочу сказать, что в наших краях всё безоблачно. Важной проблемой в Дагестане является разобщенность мусульман. Это в том числе расхождения и в важных вопросах акиды (вероубеждений).
При этом хотел бы сделать упор на то, что мы поклоняемся одному Богу, исповедуем одну религию, мы – мусульмане. Мы можем вместе и друг за другом участвовать в коллективных намазах, вместе совершать добрые дела и помогать в этом друг другу. Я категорический противник того, чтобы мусульман называли «мушриками» («многобожниками»), «кяфирами» («неверными»), выносили верующим «такфир».
Когда в нашем поселке построили вторую мечеть (чтобы представители определенного течения молились там), я выступил против этого. Разумеется, я не против мечети, это дом Аллаха. Я против разделения мусульман. Новая мечеть может носить статус квартальной с совершением там ежедневных намазов. А вот пятничный коллективный намаз должен проходить в одной джума-мечети. Только если она переполнена, возникает вопрос о необходимости собраться на джума-намаз в другой мечети.
Взять на «учет»
И еще одна проблема в Дагестане. Это практика операций работников силовых ведомств на территории некоторых мечетей. Людей задерживают в массовом порядке, сажают в машины, увозят. Это происходит у стен только некоторых определенных мечетей. Массовость задержаний подсказывает, что это не розыск конкретных лиц, а этакая общая кампания и форма давления на людей.
Как такое возможно? Мечеть – это дом Аллаха, как человека можно обвинять в посещении мечети? Если работники органов ссылаются, что они выполняют российские законы, то какие именно законы предписывают это? Что по российским законам можно предъявить конкретному, условно говоря, Шамилю, если он оружия в руках не держит, призывов к насильственному свержению конституционного строя не ведет? Что он нарушил? А то, что он посещает «эту, а не ту» мечеть – так какое в этом правонарушение (российских законов)?
Если же это способ дать понять ему, что «ты нам не нравишься» (такой, какой ты есть) – то как подобный прессинг соответствует конституционным нормам?
Я уж не говорю о том, что в конкретной мечети может оказаться вовсе не представитель определенного течения. Человек может просто, к примеру, жить или работать в данном районе и ему близко и удобно посещать именно эту мечеть. Или он оказался тут по делам, услышал азан и зашел помолиться, вообще не будучи в курсе… Он вообще может быть приезжим.
И что? А то, что подъехавшая группа работников задержит и его. Его увезут со всеми, ему также придется пройти унизительную процедуру снятия отпечатков пальцев, опроса, постановки «на учет». А с этим могут быть связаны и дальнейшие проблемы. Знаете, что в условиях Дагестана означает «состоять на учете»? Ты отправляешься, например, в родное селение, возможно, спешишь. А на посту тебе объявляют: дорогой, ты «в списках», тебе нужно отказаться от собственных планов и отправиться в одно из городских РОВД. Зачем, почему, в чем дело?! Так положено, ты «на учете», давай езжай, там объяснят.
В относительно мягком варианте развития событий ты потратишь 2 — 3 часа и какой-то ясной цели посещения РОВД не поймешь. Беседы, какие-то вопросы, томительное ожидание, что будет дальше… Ни в каких преступлениях тебя не обвиняют, а словно просто хотят потрепать нервы, психологически попрессовать, поддушить…
Кстати, никакого отношения к «лесным» делам ты не имеешь, они и сами это понимают, иначе разговор с тобой шел бы совсем на другом языке. Но вот такая форма давления. Ты «на учете», будь готов к таким резким изменениям планов, проезжая через посты или когда в городе что-то где-то произошло. Или просто по профилактике.
А вопрос такой. К каким выводам может прийти этот человек после пятого или десятого случая такого обращения с собой? Не озлобится ли он? И для чего это делается?
В исламе очень важно уметь спокойно и доходчиво разъяснить свою позицию. Собеседником может быть брат по вере, немусульманин, сосед, коллега, попутчик, офицер полиции, государственный чиновник, читатель газеты… Длительные споры тоже не нужны: если собеседник, выслушав твои аргументы и доводы, остался при своем мнении, таков его выбор и его ответственность. Я благодарен «МД» за возможность высказаться. И давайте изучать истину и объединяться на ее основе.
Беседовал Альберт Мехтиханов