Героиня моего интервью — Наида Атаева, профессиональная артистка ансамбля народного танца, хореограф, а также руководитель собственной школы кавказского и закавказского танца «Выше гор». Девушка сделала себя сама и продолжает развиваться в профессии, которую выбрала еще с юных лет. О сложностях, любви к профессии и необходимости постоянного саморазвития мы и поговорили с ней.
— Наида, расскажите, чем обусловлен выбор танцевального направления как профессионального?
— Изначально мама отдала меня в авторскую фольклорно-хореографическую школу «Ватан», чтобы я научилась танцевать на свадьбах, как это принято в Дагестане, красиво держать осанку. Но потом увлеклась танцами. Я была солисткой «Ватана», и по окончании хореографической школы мне хотелось продолжить развиваться. После 9-го класса поступила в Дагестанский колледж культуры и искусств им. Б. Мурадовой, на хореографическое отделение, специальность "Артист ансамбля народного танца". Закончила его с отличием. Мне, как лучшей студентке, дали направление на продолжение учебы в Санкт-Петербурге. Однако по семейным обстоятельствам я не смогла поехать. Осталась работать в родном колледже педагогом хореографических дисциплин. Прошло 3 года, и я захотела поступить в ГИТИС, попробовать свои силы. Собралась и поехала в Москву. Для родных это был большой сюрприз.
— Сложно было поступить?
— Не могу сказать, что легко. Мы с подругой поступали с мыслью "не сдаваться". У нас был очень сильный курс. С нами учились солисты ансамбля им. И. Моисеева, ансамбля "Березка". Было очень трудно на 1 — 2 курсе, но на 3-м мы уже начали что-то из себя представлять. Я понимаю, что это были самые счастливые годы. За 5 лет много чему научилась. Сейчас мне мой диплом очень помогает.
— Не все пользуются профессией, которую получили, — время сейчас такое. Вы можете своим примером доказать обратное?
— Да, я очень рада, что работаю по своей профессии. Это очень сложно, когда перестраиваешься на другую специальность, "ломаешь себя". Я люблю свою профессию, даже могу сказать, что буквально живу ею.
— Какие направления, кроме кавказских танцев, вам близки?
— Испанские, они ближе нашему темпераменту и характеру. Недаром их называют «танцами огня и страсти».
— Ваше отношение к русским народным танцам?
— Очень хорошее, это истоки многих танцевальных направлений. В наши дни народные танцы можно увидеть в исполнении любителей и профессионалов, детей и взрослых. Русские танцы, рожденные талантом народа, передаются из поколения в поколение, как и кавказские.
— Приходилось самой танцевать русские танцы?
— В Махачкале, на разных конкурсах, мероприятиях мне приходилось их ставить, а участвовала в основном во время учебы в ГИТИСе.
Сейчас я преподаю в хореографическом ансамбле «Чижовники». Вначале дети так настороженно смотрели на меня: лицо кавказской национальности будет вести русские народные танцы. Даже родители сперва присматривались. Но в итоге, когда нашли с детьми общий язык, они с удовольствием проживают эти танцевальные уроки вместе со мной.
-Теперь поговорим о вашей школе кавказских и закавказских танцев «Выше гор». Как пришла идея ее создания?
— Приехав в Москву, я вовсе не планировала ее открывать. Работала в одной школе и учила ребят кавказским танцам. Затем сменила работу, но ученики поддерживали со мной связь и просили продолжить им преподавать. Так и родилась моя школа.
— Сколько сейчас у вас групп, и есть ли уже устоявшийся костяк?
— У нас 3 группы: младшая 6 — 12 лет, начинающая — от 16 и старше, и средняя группа — "ансамбль", туда входят ребята и девочки, которые занимаются уже 2-й год и активно выступают.
— Где выступаете?
— Это фестивали, благотворительные вечера, приглашения на разные мероприятия дружественных народов и коллективов. Буквально в январе мы участвовали в Международном фестивале "Звезды Кавказа", где взяли Гран-при.
— Как вы видите свой профессиональный рост в ближайшее время?
— Мне бы очень хотелось проявить себя в ансамбле "Чижовники" как педагог, чтобы в дальнейшем взять полностью руководство им в свои руки.
— И напоследок. Как думаете, что движет людьми, которые работают в другой сфере, новой стезе, культуре, отличной от привычной?
— Любовь к профессии, наверно. А еще степень состоятельности своей личной культуры. Когда человек гармонично осваивает свою культуру и традиции, он адекватно и уважительно воспринимает и другие, может с успехом в них работать.
— Спасибо за беседу, желаю дальнейших успехов вам и вашим коллективам!
И, возвращаясь к началу диалога, могу сказать одно: когда мои слова не будут складываться в созвучную поэму, я стану танцевать.
Мария Малова