Когда я задумалась об интервью с одним из «знатоков» республики, имя Аслана Биячуева пришло на ум само собой. Кто же еще, если не ветеран клуба интеллектуальных игр «Идальго», участник лавроносной команды «E=mc2», многократный победитель «Своей игры»? В ходе нашей беседы Аслан рассказал о своем участии в «Брейн-ринге» и «Что? Где? Когда?», любимых писателях и многом другом.
— Здравствуй, Аслан! Спасибо, что нашел время ответить на мои вопросы. Расскажи, пожалуйста, о своем участии в интеллектуальных играх.
— Впервые это произошло в 11 классе. Мой учитель географии, замечательный человек, привил нам любовь к своему предмету, проводя игры наподобие «О, счастливчик!», где каждый играл сам за себя, выбирая один правильный вариант из четырех предложенных, и брейн-ринг, в котором команды состязались между собой.
А в годы учебы в университете наиболее интересными были «Что? Где? Когда?» и «Брейн-ринг», где участвовал в составе команды физического факультета ДГУ «E=mc2». «Начинка» этих игр представляет собой информационное пространство современного образованного культурного человека. Никогда не знаешь, что тебя поджидает. Возможно, в течение минуты придется размышлять о картинах Рембрандта или современных научных теориях. Эта непредсказуемость только подогревает интерес.
— Некоторые рассматривают интеллектуальные игры как хобби, для других они стали смыслом жизни. Какое место в твоей жизни занимает «Что? Где? Когда?»?
— Интеллектуальные игры выполняют образовательную и командообразующую функции, позволяя интересным людям знакомиться и объединяться, что немаловажно. Для меня игры ассоциируются с приятной компанией. Что касается образовательной функции, «Что? Где? Когда?», как ни один другой вид интеллектуальных игр, бешено прокачивает мозг. Поэтому я считаю подобную деятельность одним из самых благородных видов проведения досуга.
— Считаешь, игры следует проводить и среди школьников?
— Конечно, хотелось бы, чтобы было больше школьных команд в интеллектуальном движении, чтобы на официальном уровне проходили соревнования с участием сборных команд от всех школ.
У меня есть опыт работы в школе – я преподавал информатику. Проводил для детей викторины на околокомпьютерную тему. Старался «вкусно» подать вопросы, рассчитывая на догадку детей. Несмотря на то, что раньше ученики в таких мероприятиях участия не принимали, они втянулись в игру, даже у двоечников появился азарт. Под игровым «соусом» можно привить тягу к знаниям.
— А каков рецепт хорошей викторины?
— Главное, чтобы люди получили удовольствие от игры, а в качестве послевкусия осталось желание расширить свой кругозор и совершенствоваться.
— По-твоему, удовольствие, полученное от игры, и есть награда, или требуется дополнительный стимул в виде призов?
— Лично для меня призы не играют роли. Но в целом могут подсластить вкус победы и необходимы для создания состязательной атмосферы.
— Известно, что команда физического факультета в прошлом году стала пятикратным победителем «Брейн-ринга». Чем объясняется такой успех?
— Мы знаем не больше наших соперников, но когда объединяемся, что-то происходит и игра вытягивается на энергетике. В тех случаях, когда проигрывали, нам не удавалось объединиться. Я больше люблю командные игры, чем индивидуальные, потому что именно в коллективе можно наблюдать такое явление, как синергия. На «Брейн-ринге» команда становится единым организмом, состоящим из шести синглетов, и тогда происходят волшебные вещи. Ответы на вопросы словно приходят сами. Здесь многое зависит от настроя, ведь игра повязана на эмоциях. И очень важна поддержка болельщиков.
— Опытным игрокам известно, что в команде со временем происходит распределение ролей в зависимости от способностей игроков: диспетчер, генератор идей, эрудит, критик и т. д. Как с этим в вашей команде?
— Возможно, такой подход весьма рационален, но что мне всегда нравилось, у нас не было никакого строгого распределения. Человек «на кнопке» играет наравне со всеми и вытягивает команду.
— Как ты готовишься к играм?
— Читаю и собираю информацию в обычном режиме. В последнее время взял за правило перечитывать за неделю до игры книги из серии «Своя игра». Это помогает «разогреться».
— Давай немного отвлечемся от темы игр. Расскажи о своих любимых книгах.
— Говоря о них, следует сразу уточнить, чем именно тебя привлекает та или иная книга. Она может понравиться эмоционально, интеллектуально или духовно. У нас могут быть совпадения в этих трех сферах с разными людьми. Если брать интеллектуальную, то это, безусловно, научная фантастика: Вернор Виндж «Глубина в небе», «Пламя над бездной», Питер Уоттс. А также все произведения Борхеса, включая прозаические стихотворения. Это человек, который, кажется, прочел все на свете книги и делится с тобой, как с другом, называя имена авторов, о существовании которых слышали разве что академики, а он их знает наизусть.
Что касается эмоциональной сферы, то это, конечно же, стихи. Любимые поэты — Вознесенский, Рождественский, Левитанский и Маяковский.
— Людей технических специальностей часто упрекают в том, что они игнорируют духовное развитие, не уделяют должного внимания чтению художественной литературы. Чем вызван твой интерес?
— Духовная, эмоциональная и интеллектуальная сферы могут вообще не пересекаться. Тот факт, что человек выбрал техническую специальность, никак не связан с его духовным поиском. Развитие должно происходить во всех трех сферах, просто некоторые заостряют внимание на чем-то одном, и у них не остается времени на другое.
— Большое спасибо за интервью. Желаю тебе дальнейших успехов!
Говорят, всего знать невозможно. Но быть эрудированным в различных областях вполне по силам, что и доказал Аслан личным примером.
Марина Курбанова,
студентка 5 курса ФИЯ ДГУ