В летние месяцы 1988 — 1989 годов я был в числе тех, кто восстанавливал разрушенный страшным землетрясением армянский город Ленинакан (сейчас Гюмри). СМП «Дагстрой» строил там школы. За ходом строительных работ постоянно следили технадзоры заказчика и представители московской госприемки. Мне, и не только мне, казалось, что они слишком уж придираются к нашей работе. И на самом деле так оно и было.
Для примера приведу такой случай. Закончилось армирование бетонируемых стен фундамента новой школы. Уже с утра следующего дня их должны были залить бетоном, и они уйдут в землю. Утром приходит работник из госприемки и приостанавливает бетонные работы, ссылаясь на то, что за ночь арматура в некоторых местах покрылась свежей ржавчиной. (Накануне мы очистили ее наждачной бумагой до блеска).
Мастер наш, конечно же, стал возмущаться, но противостоять представителю госприемки из Москвы не мог. Тут вмешиваемся и мы, я и друг мой Каркаев, временные рабочие, но люди с высшим образованием: мы тоже кое-что понимали в стройке. «Очень скоро все это уйдет под землю, и никому не будет дела до ржавчины», — говорит Ибрагим. Тот, который из госприемки, видимо, спросил у мастера, кто мы такие, и узнал, что простые бетонщики, и потому, не то чтобы ответить нам, даже не посмотрел в нашу сторону.
Тогда подхожу к нему я и говорю: «Ты же знаешь, что мы однажды до блеска почистили арматуру. Что же, опять нам ее чистить?» Но он был непреклонен, настоял на своем и собрался уходить. Я порывался догнать его для выяснения отношений. Хорошо, что мне не дали сделать это: в лучшем случае, меня выгнали бы с работы бетонщика, и вернулся бы я домой пустой, как Омарла Батырай из поездки по окрестным аулам в неурожайный год.
Потом, через несколько дней, начальник СМП приглашает меня в свой вагон и знакомит с тем госприемщиком из Москвы. За бутылкой армянского коньяка и полудюжиной жареных перепелов мы в дружеской беседе вернулись всё к той же теме про ржавчину на арматуре. Я ему говорю, что скоро Армения выйдет из состава СССР, и жители этого города по кирпичу и доске разворуют построенные нами школы. А примеры тому уже были. Они воровали даже сварочные аппараты на огромных колесах, и строители вынуждены были на ночь поднимать их кранами на недосягаемую высоту.
Знаете, как он мне ответил? Он сказал: «Пусть об этом думают политики, а наше дело – строить. И строить так, чтобы землетрясение в полсотни баллов выдержал общественный туалет в городе, носящем имя Ленина». Вот так и ответил мне тот «старший брат» (так мы называли тогда русских).
Вообще-то, я не политик и никогда политикой не занимался, потому почти не разбираюсь в ней. Тем более что мне однажды сказали, что «у политиков не бывает друзей». У меня есть друзья, и я хочу их сохранить во что бы то ни стало.
Тема моего рассказа – Крым, я и говорить буду о нем. На днях Крым, Севастополь и вся Россия отмечали годовщину присоединения полуострова к РФ. Я не знаю, кто такой Эгор Симферополь. Но мне понравилось его четверостишие, в котором предельно ясно выражено отношение крымчан к этому событию:
Вот год прошел… А что сейчас?
Как с матерью живется?
Вы б спросили.
Отвечу без укора совести за нас:
Мы дома, с братским народом,
мы в России!
Вот и всё. Яснее и лучше никто не скажет. Крым и Севастополь всегда были нашими, российскими. Ведь говорилось же: «Севастополь – город русской славы». А сколько было войн, которые велись с целью сохранить Крым в составе России?!
Я же хочу сказать, чем был Крым для русских писателей и поэтов: не могу же умолчать об этом в Год литературы.
Крым для русских писателей не был лишь красивым и теплым местом отдыха. Здесь создавались великие произведения. Здесь писатели уже совсем по-другому смотрели на жизнь. В санаториях и больницах Крыма многие из них вели борьбу со смертью за жизнь.
А. С. Пушкин посетил Крым еще в 1820 году во время своей южной ссылки. Его поразила своеобразная природа полуострова, что и вдохновило на написание многих произведений. В том числе одой из лучших и, безусловно, удачных романтических поэм «Бахчисарайский фонтан», в которой особенно ярко звучит восточная тема.
Однако представление восточной культуры как культуры исламской началось у А. С. Пушкина позже. В 1825 году, во время северной ссылки, в селе Михайловском он знакомится с содержанием священной книги мусульман. Вот как он пишет о Коране:
В пещере тайной в день гоненья
Читал я сладостный Коран.
Три населенных пункта Крыма носят название Пушкино, в пяти городах ему установлены памятники. В Гурзуфе действует музей А. С. Пушкина.
И. А. Бунин стал наиболее значительным приемником Пушкина в развитии крымской темы в поэзии.
А. С. Грибоедов в 1825 году, возвращаясь из Петербурга на Кавказ, три месяца провел в Крыму.
Н. В. Гоголь в повести «Тарас Бульба» описал быт и нравы крымской станицы пятнадцатого века. Ему установлен бюст на Сакском курорте.
Л. Н. Толстой бывал в Крыму трижды и провел на полуострове в общей сложности два года своей жизни. В 1855 году он участвовал в обороне Севастополя от англо-французских войск, много дней провел в самом опасном месте – на четвертом бастионе. Под впечатлением этих дней и событий написал свои знаменитые «Севастопольские рассказы».
А. П. Чехов несколько лет прожил в Ялте. Он, как врач, хорошо знал, что болезнь его неизлечима, и уехал в Крым умирать. В Ялте писателю установлен памятник, а также работает мемориальный дом-музей в здании «Белой дачи».
М. А. Волошин стал признанным поэтом Крыма, где он в собственном доме в Коктебеле создает знаменитый «Дом поэта», двери которого «открыты всем, даже приходящему с улицы». В разное время в этом доме бывали Мандельштам, Белый, Брюсов, Булгаков, Цветаева, Гумилев, Зощенко, Горький, Чуковский и многие другие русские писатели и поэты.
А. М. Горький в двадцать три года пешком пришел в Крым из Одессы. Первые крымские впечатления молодого писателя легли в основу «Песни о Соколе» и легенды «Хан и его сыновья».
Анна Ахматова в 1896 – 1903 годы каждое лето проводила в Крыму, в Севастополе. Крым занял в ее судьбе важное место, и он был для нее как родная земля. Вот как она об этом пишет:
Вижу выцветший флаг
над таможней
И над городом желтую муть.
Вот уж сердце мое осторожней
Замирает и больно вздохнуть.
Стать бы снова приморской
девчонкой,
Туфли на босу ногу надеть,
И закладывать косы коронкой,
И взволнованным голосом петь.
Все глядеть бы на смуглые главы
Херсонеского храма с крыльца
И не знать, что от счастья и славы
Безнадежно дряхлеют сердца.
Только очень странно, что в стихотворении, написанном в 1913 году, она говорит «безнадежно дряхлеют сердца», когда сердце ее многое перенесет и еще будет биться более полувека.
Марина Цветаева и Сергей Эфрон вместе с дочерью Алей приехали в Коктебель к М. Волошину. В этот раз (Цветаева много раз бывала в Крыму) их поселили «в отдельном домике в двух комнатах». За время, проведенное в Крыму, она пишет ряд стихотворений: «Идешь, на меня похожий…», «Моим стихам», «Солнцем жилки налиты», «Вы, идущие мимо меня», «Идите же!» и другие. Ее «Моим стихам» я уже приводил в одном своем рассказе. А теперь предлагаю вам другое ее стихотворение:
Солнцем жилки налиты –
не кровью –
На руке, коричневой уже.
Я одна с моей большой любовью
К собственной моей душе.
Жду кузнечика, считаю до ста,
Стебелек срываю и жую…
Странно чувствовать так сильно
и так просто
Мимолетность жизни – и свою.
К. Паустовский четырнадцатилетним юношей впервые посетил Крым. Снова побывал в Крыму в 1916 году, посетил Бахчисарайский дворец. Начинает работать над романом «Романтики». В 1933 – 1934 годах живет в Севастополе, собирает материал для книги о Крыме. Он особенно полюбил Старый Крым. Рассказы «Потерянный день», «Робкое сердце» написаны под впечатлением от Киммерии.
А. С. Грину довелось побывать в Крыму еще в молодые годы. Он сидел в севастопольской тюрьме за ведение пропагандистской работы среди матросов и солдат. Здесь он и начал писать. Приехал в Крым еще раз через несколько лет. Жил в Крыму с весны 1923 года. Все свои крупные произведения написал здесь: роман «Дорога в никуда», рассказы «Бархатная портьера», «Пари», «Комендант порта» и некоторые другие.
Интересна история любви Александра и Нины Грин. Вот что Александр об этом пишет:
Мы с тобой идем одной дорогой.
Наша цель – любовь свою хранить.
Мы свою любовь давно у Бога —
Каждый врозь – просили подарить.
Это ей – Нине Николаевне Грин, своей третьей жене – посвятил символическую повесть «Алые паруса» «рыцарь мечты» Александр Грин.
Это далеко не весь список русских писателей и поэтов, живших в Крыму или посетивших Крым в разное время своей жизни. Да кто только из них здесь не был? Крым для них был сакральным местом, что значит священным, посвященным богам.
И все это мы должны были отдать Украине, США, НАТО, чтобы они поместили там свои военные базы, как сделали американцы на Прибалтике? Чтобы испоганили там все святое для России? Нет и еще раз нет! Быть большим политиком необязательно, чтобы понять это. И слава Президенту В. В. Путину, на примере Крыма показавшему «империалистам» самую настоящую «Кузькину мать»!
Гаджимурад Раджабов