Под председательством Владимира Путина в Кремле 23 декабря состоялось заседание Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования в Российской Федерации. После того, как Президент России даст поручения по результатам этого совещания, можно будет понять, как будет развиваться образование в стране в ближайшее время.
Образование – залог будущего
Будущее страны напрямую зависит от сегодняшней образовательной политики. С высоких трибун говорят об инновациях, импортозамещении, нанотехнологиях. Но без специалистов не создать современные технологии, не обеспечить модернизацию производства, не организовать замещение импортного оборудования отечественным.
Одной из лучших в мире была советская система образования. Школа выпускала разносторонне образованных людей, которые затем получали узкую специализацию в вузе или среднем специальном учебном заведении.
За 25 лет «нового смутного времени» образование детей перестало быть приоритетом. Сегодня основная масса школьников – это дети тех, чье становление пришлось на 90-е и нулевые годы. Для многих дагестанских отцов поколения «безвременья» важнее вырастить из сына спортсмена или обучить его основам религии, чем дать полноценное образование, а дочь достаточно научить читать, писать и считать, так как самое главное – вовремя и удачно выдать её замуж.
За 25 лет сильно изменилась и школьная программа. Она год за годом упрощается, так как детям «тяжело учиться», выпускаются новые и новые учебники, где часто появляются неправильно поставленные задачи. На фотографии представлен пример такой задачи из рабочей тетради по математике для 3 класса Б. П. Гейдмана, И. Э. Мишариной и Е. А. Зверева. В советское время такие ляпы были просто невозможны.
Островки качественного образования в Дагестане, вопреки всему, существуют и сегодня, и их немало. Это Республиканский многопрофильный лицей, Махачкалинский лицей №8, моя родная школа №39 и многие другие школы в городах и селах Дагестана. Но лучшие их выпускники уезжают учиться в Москву, Санкт-Петербург, другие крупные города России. Из-за сложностей с поступлением, например, в мединститут, носящий сегодня гордое название медакадемия, и в связи с не особо высоким уровнем обучения в нем многие желающие стать врачами идут учиться в мединституты соседних регионов. Продолжают учебу в Махачкале не более 20% сильных выпускников.
Поступать в наши вузы не стремятся и оставшиеся, но это приходится делать тем, кто не смог уехать, не прошел по конкурсу в центральные вузы. А потом сталкиваешься в каком-нибудь из местных технических вузов со студентами второго курса, которые не знают, что такое синус или косинус. На лекции из 50 студентов от силы троим понятно то, о чем говорит преподаватель, 10 — 15 просто записывают, если успевают за преподавателем, а большая половина аудитории занята своими делами – кто зависает в смартфоне, кто занят компьютерной игрой, кто разговаривает с соседями. Я ушел из вуза, когда понял, что на экзамене объясняю студентам то, что они мне должны рассказывать.
Единый государственный экзамен
Есть такое мнение, и его сторонников в стране все больше: переход на систему оценки знаний выпускников школ при помощи ЕГЭ – прямая диверсия против образования. Подтверждением этому служит несколько факторов:
— На выпускных экзаменах проверялись знания и умение мыслить, рассуждать, делать выводы. Система ЕГЭ – тестирование, выбор правильного ответа из нескольких предложенных.
— До последних лет существовала целая индустрия организации «правильной» сдачи ЕГЭ – во время экзамена выпускники правдами и неправдами передавали, пересылали при помощи мобильных телефонов экзаменационные задачи учителям школ, преподавателям вузов, которые за определенные деньги брались решать их.
— Процветал ЕГЭ-туризм – в последние годы учебы школьники переходили в те регионы, где было легче и дешевле договориться о сдаче ЕГЭ.
— Система экстерната позволяла сдавать ЕГЭ детям 14 — 15 лет, которые после окончания 9-го класса за один год якобы успевали подготовиться к ЕГЭ, а затем поступали в вузы и не могли нормально учиться, так как не были готовы к сложным программам и большим нагрузкам.
Положительным фактом служит то, что систему экстерната отменили, а в последние два года по всей России, особенно в Дагестане, ужесточили контроль проведения ЕГЭ. Сегодня невозможно пронести на экзамен телефон, шпаргалку, нет способов обратиться к «помощникам». Если в годы ЕГЭ-туризма горные районы Дагестана показывали лучшие в России результаты по знанию русского языка, а оценку в сто баллов имели сотни дагестанцев, то в 2015-м высший результат получили всего 8 человек. Средний уровень выпускников упал на 20 баллов, но это реальная оценка знаний.
ЕГЭ имеет еще один недостаток. Выпускнику школы не нужны знания по предметам, которые не нужны для поступления в выбранный им вуз. Если предстоит сдавать ЕГЭ по математике, физике и русскому языку, у школьника нет мотивации учить уроки по литературе, истории, химии, — это потеря времени. Выпускнику достаточно четверок по «лишним» предметам, а четверку в аттестат получить не представляет проблем, ведь школе не нужны низкие показатели. Последний год или два вместо школы дети ходят по репетиторам, которые их натаскивают на сдачу ЕГЭ. А репетиторы – это те же самые учителя, которым выгоднее зарабатывать репетиторством, чем нормально учить этих же детей на уроках в школе.
И вместо разносторонне образованного выпускника школы мы имеем человека, который знает только ответы на определенный блок вопросов по трем-четырем предметам. Рассуждать логически, решать задачи, думать этот выпускник, как правило, не способен.
Государственная Дума и финансирование образования
Общеизвестно, что в каждом человеческом коллективе – в школьном классе, студенческой группе, на предприятии и даже в Государственной Думе Совета Федерации России есть свои лидеры — мозговые центры, и свои аутсайдеры — не дотягивающие даже до элементарных знаний. Причем в Государственной Думе последних становится все больше – тому способствует «совершенствующаяся» система выборов, при которой депутат проходит на место не посредством голосов избирателей, а более изощренными способами.
Как правило, невежественные люди гораздо более агрессивны и напористы, чем люди, обремененные знаниями. Их чаще обуревает жажда законотворчества, так как полные идей и уверенности в себе, они, не стесняясь, озвучивают все, что приходит в голову. К примеру, одни предлагают совершенно отказаться от изучения иностранных языков, объявляя их вредными для подрастающего поколения, другие призывают не обучать родному языку в национальных школах, третьи вводят религиозное образование в государственные школы, забывая о том, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации церковь отделена от государства.
При этом мало кого в Государственной Думе волнует финансирование образования, заработные платы учителей, обучение детей в одну смену, обеспечение школ компьютерами, оборудованием. И вряд ли депутатам известно, что общие расходы России на образование сравнимы с финансированием двух-трех крупных вузов США.
Майский указ
Поручения, предписанные майским Указом Президента №599 от 7 мая 2012 года «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» должны быть выполнены в 2018 году. Но за три с половиной года успехи наши в их выполнении незначительны. Школьники в Дагестане учатся в 2 — 3 смены. Немало в республике сел, которым необходимы новые школы, но их нет даже в планах.
Еще в 2011 году в селении Шаласи Дахадаевского района злоумышленниками была подожжена и сгорела дотла средняя общеобразовательная школа. Пятый год дети учатся в трех кабинетах фельдшерско-акушерского пункта. Обращения во всевозможные инстанции не дали ничего. В декабре 2012 года письмо ученицы седьмого класса Шаласинской средней школы Аминат Курбановой ушло Президенту:
«Здравствуйте, уважаемый Президент Владимир Владимирович Путин! С наступающим Новым годом!
Скоро Новый год, и я загадала желание, чтобы в следующем году я училась в новой школе. Прошел год, как сгорела наша сельская школа и мы учимся в здании больницы. Нам все время обещали построить новую школу, прошел год, но даже не начали строить. Нам здесь тесно, неуютно, занимаемся в две смены, я не вижу своих друзей, нет возможности заниматься в кружках. Учителя уходят, потому что не хотят работать в таких условиях. Они мерзнут без учительской, сидят в коридоре. Мне с друзьями негде поиграть во время перемены. Сидим мы в больничных палатах. Я вижу, как трудно учителям, потому что моя мама тоже учительница. Она уже давно болеет, но нет времени лечиться. У нас до пожара очень часто были праздники, а сейчас их негде проводить.
До сих пор верю, что под Новый год чудеса сбываются. Надеюсь, вы прочитаете мое письмо и построите нам новую школу. Вы же все можете».
Аминат Курбанова закончила школу, не дождавшись чуда…
Что делать?
Мы не можем ждать, пока в Государственной Думе решат – прийти к нормальной современной системе образования или поступиться своими немалыми доходами для блага страны – для образования детей. Нам нужно поднимать республику из того состояния, в которое она пришла за 25 лет безвременья. А для этого очень важно повысить престиж образования и восстановить уважение к тем, кто им занимается профессионально, найти возможности для увеличения заработной платы учителей, освободить их от обилия бумаг, которые от них требуют вышестоящие инстанции, и сделать уровень знаний учеников главным критерием успешной работы учителя.
Качественное образование очень важно для Дагестана, где количество детей дошкольного и школьного возраста составляет чуть ли не треть населения республики. Для того, чтобы в Республике Дагестан отношение к образованию изменилось, надо работать со всеми слоями населения. Нужно работать и с прихожанами многочисленных мечетей, и с Духовным управлением мусульман, ведь хадис пророка Мухаммада «Час занятий наукой заменяет 70 часов поклонения» никто не отменял. Надо прийти к пониманию, что строительство школы или вуза – не менее благородное и богоугодное дело, чем строительство мечети.
Среди дагестанских школьников, студентов и вузов, несмотря ни на что, есть победители и лауреаты всероссийских и международных научных конкурсов и олимпиад, получатели грантов на научные разработки. Надо гордиться достижениями этих ребят не меньше, чем успехами наших борцов или редкими удачами команды «Анжи»! И нужно поощрять будущих ученых и специалистов с тем, чтобы они не стремились уехать из родной республики, а оставались жить и творить дома, в Дагестане.
Саид Ниналалов