Своими рекомендациями о том, как совместными усилиями родителей и педагогов уберечь детей и юношей от информационных атак экстремистов, с «Молодежкой» поделились федеральные и местные спикеры.
«Секретный» телефон
Аналитик Национального центра информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной сети и в интернете Сергей Венцель в беседе с «Молодежкой» сообщил о том, что он не разделяет установок на «тотальную слежку» родителей за своими детьми и предложил совсем иные рекомендации.
— Сергей Владимирович, разберем ситуацию, когда родители обнаружили у своего сына первичный интерес к радикальным организациям. Он заходит на запрещенные ресурсы в Сети, регулярно знакомится с их пропагандистскими материалами, похоже, он с любопытством и с некоторой симпатией относится к этим людям с оружием и взрывчаткой. Возможно, видит в них этаких идейных борцов «за правду».
Наверное, первый импульс многих родителей — установить за сыном строжайший контроль, тайно оборудовать его телефон средствами слежки, быть в курсе всех его подписок, переписок и иной активности в Сети…
Сергей Венцель скептически качает головой:
— Даже если быть сторонником таких методов (сразу оговорюсь: я – НЕ сторонник), но все же, даже если быть сторонником таких приемов, они совсем не обязательно дадут желаемый эффект. Даже чисто технически подобная слежка может оказаться несостоятельной.
Ведь этот юноша, наверное, не находится круглые сутки дома. Он где-то учится, где-то работает, с кем-то общается и т.д. И там, в местах его пребывания вне дома, могут быть и иные гаджеты для выхода в Сеть – вне родительского контроля. А уж обнаружив или заподозрив слежку, юноша может завести еще один («секретный») телефон, о котором родители и знать не будут.
Альтернатива
Еще опаснее не-технические последствия. Факт подобной слежки может стать таким потрясением, вызвать такой шок, что его былые отношения с родителями окажутся перечеркнуты. Образно говоря, он воздвигнет между собой и ими непреодолимую стену, а это очень страшно в ситуации, когда именно помощь родителей (советы, подсказки, человеческая теплота, ответы на его вопросы) этому сыну особенно нужна.
Альтернатива – отношения родителей и детей совсем иного характера. Отношения очень близких людей, в каком-то смысле отношения близких друзей. Но в этих отношениях у друзей постарше больше жизненного опыта, больше знаний об окружающем мире и об опасностях, которые в этом мире имеются. И этими знаниями они хотят и готовы поделиться.
Это не совсем про борьбу против экстремизма? Нет, как раз об этом: именно при близких и доверительных отношениях родителей и детей, при наличии симпатии и уважения сын воспримет как авторитетные и полезные их советы и предостережения.
Рассмотрим и некоторый подвариант этой ситуации, — уточняет Сергей Венцель. – Отец достаточно авторитетен для сына, между ними имеется доверие и контакт, но вот специфических знаний, контраргументов, чтобы убедительно опровергать изощренные ходы экстремистов, у отца все же нет. Он «простой человек» и не имеет образования в этой области. Например, в области религии. Значит, нужно обратиться к знатокам именно этой темы: к образованным специалистам, которые с религиозных позиций разъяснят сыну ложность тезисов, звучащих из уст радикальных ораторов.
Шантаж в Интернете
Еще одно тревожное явление, которое нарастает в Сети, – шантаж пользователей. Что он собой представляет?
Опираясь на информацию, распространения которой о себе человек не хотел бы (это, к примеру, повлечет юридические последствия или вызовет общественное порицание), третьи лица требуют от него совершения определенных действий. И он подчиняется им: скажем, перечисляет им денежные средства, совершает под таким прессингом уголовные преступления и т.д.
Сергей Венцель разобрал несколько таких ситуаций. Развернутое интервью с ним запланировано к публикации в одном из ближайших номеров «МД».
Не поддаваться на провокации
Не так давно сразу несколько экспертов-собеседников «Молодежки» выразили мнение о целесообразности встреч учащейся молодежи с лицами, которые ранее были причастны к экстремистской деятельности, но впоследствии отказались от радикальных позиций.
Такая деятельность в республике уже идет. Речь, правда, в местном варианте не идет о посещении мест лишения свободы (в некоторых странах есть и такая практика), а о подготовке соответствующих фильмов и видеоматериалов.
В одном из них рассказывается об уроженце села Гимры, который сначала примкнул к экстремистскому сообществу, а затем, продумав свое решение, отказался от участия в радикальной деятельности. На тот момент он не совершил тяжких преступлений – и была реализована возможность возвращения мужчины к мирной жизни через комиссию по адаптации.
В другом случае дело дошло до судебного процесса и приговора. Несколько лет назад выходец из Цунтинского района был вовлечен в экстремистскую деятельность. Сам он к стрелковому оружию, боеприпасам и взрывчатым веществам не прикасался, лично он никого не убил. Но по просьбе родственника стал снабжать «лесное» подполье продуктами питания.
Ему тогда было 19 лет. «Молодой был, горячий. Затупил, сделал плохие шаги… Тогда я думал, что делаю хорошие вещи, что я герой», — говорит он. И сейчас называет это «фанатизмом».
Он был задержан и осужден, получив срок.
Женатый мужчина, отец вскоре родившегося сына, он надолго оказался за решеткой. В местах лишения свободы приобрел специальность автослесаря.
Сейчас, уже снова на свободе, молодой мужчина настроен совершенно иначе: «Буду заниматься воспитанием ребенка. Работать. Помогать родителям, помогать братьям».
Молодым дагестанцам он настоятельно рекомендует «поддерживать своих родителей и не слушать всякую болтовню людей, которые им вешают лапшу на уши. Не поддаваться на провокации. И не толкать других к террористическим актам».
***
Такие видеосюжеты могут быть интересны, к примеру, муниципалитетам и учебным заведениям – для продвижения на своих ресурсах, для показа на встречах с учащейся молодежью (в ходе встреч студентов и школьников с экспертами по профилактике экстремизма).
Лига безопасного Интернета
Знакомиться с материалами этого ресурса читателям «Молодежки» рекомендует еще один местный эксперт — руководитель проекта «Волонтеры кибербезопасности» Шевкет Крумов.
В частности, эксперты Лиги предлагают родителям «10 главных советов по безопасности детей в Интернете»:
«Стройте открытые и доверительные отношения с ребенком, чтобы ребенок всегда знал, что он может к вам обратиться.
Больше времени проводите вместе с ребенком в реальной жизни.
Помогайте ребенку развивать уважение к другим, сопереживание, критическое мышление и ответственное поведение.
Используйте устройства в хорошо просматриваемом месте в доме, так вы всегда сможете видеть, с кем ребенок общается в Сети.
Установите ограничения по времени пользования электронных устройств, особенно в ночное время.
Будьте в курсе того, какие приложения, игры и социальные сети использует ребенок. Убедитесь, что они соответствуют его возрасту.
Проверьте настройки конфиденциальности в играх и приложениях, которые использует ваш ребенок.
Используйте функции родительского контроля.
Обращайте внимание на настроение и поведение ребенка. Смена привычек может свидетельствовать о том, что он попал в неприятную ситуацию.
Обеспечьте безопасность персональной информации своей семьи. Следите за тем, чтобы ребенок не размещал в Интернете информацию о себе и своей семье».