Название организации, которую возглавляет наш собеседник, весьма продолжительное — Координационный центр по вопросам формирования у молодежи активной гражданской позиции, предупреждения межнациональных и межконфессиональных конфликтов, противодействия терроризму и профилактики экстремизма Дагестанского государственного университета.
Продолжительной у нас получилась и беседа с руководителем этой структуры Магомедом Магомедовым – экспертом, который занимается как общим анализом ситуации, так и «живьем» работает «в поле»: на счету специалиста сотни встреч с дагестанской молодежью.
Задачи
— Магомед Юсупович, первый вопрос о возглавляемой Вами структуре: как она была создана, каковы ее задачи, как выглядит практическая работа… Особенно нам интересны ваши контакты с молодежной аудиторией.
— Наш Координационный центр был создан решением Министерства науки и высшего образования РФ на базе Дагестанского государственного университета, — рассказывает Магомед Юсупович. — При этом мы являемся региональным центром (несмотря на то, что организованы на базе ДГУ), то есть работаем со всеми вузами республики.
И основная цель — это как раз-таки координация работы в студенческой среде — патриотической, по укреплению межнациональных и межконфессиональных отношений, по профилактике различных деструктивных проявлений: экстремизм, терроризм, неонацизм.
…и решения
— Насколько я понимаю, «поле» вашей работы — это и вузы, и другие учебные заведения, и муниципалитеты? И не только в нашей республике?
— Если говорить о статистике, то за период нашей работы (а идет четвертый год) нами проведено более 300 мероприятий (это еще слабо сказано) — в формате открытых диалогов, круглых столов, интерактивных лекций… Проходили они на базе всех вузов республики, а также в стенах средних специальных учебных заведений, школ.
Мероприятия мы проводим, учитывая особенности нашей молодежи, их склонности — в частности, им интересно общение в интерактивном формате.
То есть ребята — не просто слушатели, но и участники диалога, отсюда — игровые форматы, викторины, моделирование проблемных ситуаций, когда мы делим собравшихся на команды и ищем пути решения. И используем поощрение ребят теми или иными призами.
Мероприятия эти проходят по всему Дагестану. И не только: мы объехали более десяти регионов Российской Федерации и проводили наши встречи и там. В том же формате диалога. Это, кстати, возможность услышать мнение самих молодых людей — и учитывать его в нашей работе.
И чем больше мы работаем, чем больше нас узнают, тем чаще поступают запросы на сотрудничество.
Молодежь Дагестана
— Вообще на сегодня как Вы в целом оцениваете ситуацию в республике с молодежным воспитанием и профилактикой экстремизма?
Кто-то скажет: в целом ведь всё спокойно. Нет былой активности вооруженного подполья, нет, как раньше, регулярных терактов и сообщений о них в местных и центральных СМИ. Есть крайне редкие инциденты, на которые немедленно реагируют силовики…
— Работать есть над чем. В целом наша молодежь очень хорошая. Сохранены традиции, воспитание с упором на уважение к старшим, добрые отношения между этносами и т.д. Вместе с тем очевидно, что наши враги извне пытаются вбить клин между нами, пытаются поссорить представителей разных религий, культур — и очень много попыток предпринимают в этом направлении. Бьют по нашей молодежи, бьют по самому больному.
Ситуацию я бы оценил как сложную, но контролируемую. У нас очень благоразумные и целеустремленные ребята. Ее потенциал нужно использовать в правильном направлении. А вот наши недруги учитывают пассионарность нашей молодежи, стараясь перехватить инициативу и подталкивая юношей к противоправным действиям.
Наша же задача — объяснить ребятам, что решать проблемы должны они (а не кто-то извне), и для этого нужны знания, навыки, умения и профессионализм. Ситуация контролируемая, но нужно работать.

Фото: Координационный центр ДГУ.
Цели противника — стравить, разжечь, спровоцировать…
— Иными словами, скрытые угрозы имеются, но их знают, видят и учитывают специалисты, работая по их профилактике?
— Угрозы есть, и они уже не скрытые. На фоне проведения специальной военной операции деструктивные силы свое поле деятельности целенаправленно устремили на Дагестан — ЦИПСО и другие структуры. Их задача — дестабилизировать общественно-политическую ситуацию в нашем регионе — через нашу молодежь. Вбрасывая огромное количество фейков, дезинформации, материалов, направленных на стравливание людей, на разжигание межнациональной и межрелигиозной розни.
— Причем сами эти манипуляторы находятся за рубежом — и не подвергаются риску уголовного преследования. И так, работая издалека, орудием своих действий они пытаются сделать дагестанскую молодежь…
— Мы всё это видели и видим. Там работает большая команда людей. Да, активной фазы террористического подполья (как в былые годы) в республике сейчас нет, но нужно понимать, что есть те, кто не желает нам добра, и заходят к нам домой они через наши гаджеты. Вот почему важно соблюдать цифровую гигиену. Быть аккуратными и разборчиво, перепроверять, подходить к информации критически.
Ходы противника рассчитаны на эмоции — чтобы мы на эмоциях побежали и стали совершать противоправные действия, громить, ломать… Наша задача — понять, что тебя пытаются обмануть, и не дать им этого.
Что делать?
— С учетом этих реалий — как быть? Что делать старшим — родителям, педагогам, экспертам, чтобы уберечь своих детей, школьников и студентов?
— Важно учитывать, откуда мы получаем информацию. Это и указание в религии: учитывать, у кого мы берем знания. Это подсказывает и логика.
Это важно соблюдать и самим родителям и педагогам — быть подписанными на проверенные достоверные источники. И стараться мотивировать на это и своих детей.
Давайте не питаться с информационной помойки.

Фото: Координационный центр ДГУ.
Если родители обнаружили у сына подписки на вредные ресурсы
— Представьте, что к вам обратился близкий знакомый, который Вам доверяет. И делится бедой: в последнее время его сын плотно увлечен сайтами экстремистов, читает их, похоже, симпатизирует, сочувствует… Самого страшного еще не произошло, в ряды террористов юноша еще не вступил, но, возможно, дело идет к этому…
Как помочь этому отцу? И как предостеречь самого юношу? Как уберечь, удержать его от опасного интереса? Наорать? Строго наказать? Запереть дома, лишив любого доступа в интернет? Пригрозить обратиться в силовые ведомства?
— Прежде всего попробовать самим родителям поговорить с ребенком. Языком фактов — не эмоций, не наездов. Рассказать про тот реальный печальный опыт, к чему приводило увлечение юношами экстремистскими идеями. На конкретных примерах.
И обязательно рассказать об ответственности — ведь сегодня настолько устрожено антиэкстремистское законодательство, что даже поиск экстремистских материалов влечет ответственность.
Если родители чувствуют, что сами не справляются с этим, пригласить профильных специалистов. Можно обратиться к нам в Координационный центр, мы подскажем компетентных экспертов, которые постараются достучаться до юноши.
Магомедов Магомед Юсупович. Родился в 1985 году году в Махачкале. Окончил ДГУНХ (специальность — лингвист-переводчик) и ДГУ (магистр журналистики). Преподавал в вузах республики. Работал в Комитете по свободе совести и взаимодействию с религиозными организациями, в миннаце Дагестана — начальником отдела аналитической работы, мониторинга и профилактики конфликтов на религиозной почве.
В 2022 году перешел на работу в Координационный центр. Был включен в состав экспертного совета при Антитеррористической комиссии РД. Член Общественного совета минмолодежи Дагестана. Регулярно проходит программу повышения квалификации, с обменом опыта с коллегами.





