Тяжелой драмой осенью позапрошлого года стал для Дагестана аэропортовский кейс. Массовые беспорядки на крупном транспортном объекте. Разгромленное имущество аэропорта. Болезненный и негативный резонанс по следам события в средствах массовой информации. Аресты, уголовные дела, уже вынесены приговоры… Родственники осужденных, которые теперь долго не увидят своих близких…
Какая от этого польза для Палестины?!
Многие здравомыслящие люди хватались тогда за голову: друзья, мы все сочувствуем горю жителей Палестины… Но нет никакой поддержки и пользы для палестинцев, чтобы здесь, в Дагестане, участвовать в массовых беспорядках, швырять камни в сотрудников полиции и крушить имущество аэропорта. Будьте же бдительны, не давайте втягивать себя в провокации!
Прокомментировать эту тематику «Молодежка» попросила нашего эксперта Магомеда Магомедова, руководителя Координационного центра по вопросам формирования у молодежи активной гражданской позиции, предупреждения межнациональных и межконфессиональных конфликтов, противодействия терроризму и профилактики экстремизма Дагестанского государственного университета.
— Аэропортовский кейс многим раскрыл глаза. Мы ведь помним призывы благоразумных людей, руководства республики, муфтия Дагестана — объясняющим нашей молодежи, что это обман, что таким образом они палестинцам не помогут… Некоторая часть людей этих предостережений не послушалась — и я думаю, что сегодня стало особенно очевидно, что палестинцам те действия не помогли, а молодые люди просто сделали больно своим родителям.
Хотел бы призвать ребят, чтобы в будущем решения они принимали с позволения и благословения своих родителей. Мы понимаем, что даже если мы уже выросли, вступили в брак, обзавелись уже своими детьми — для наших родителей мы все равно остаемся детьми. Они в любом случае будут за нас переживать. И могут подсказать много полезного, имея больше жизненного опыта…
А тогда, не думая о последствиях своих действий, десятки и сотни людей нанесли острую боль своим родителям. Очень жаль их матерей и отцов…
Призыв, еще и с учетом этого печального опыта, очевиден: не поддаваться на провокации! Слушать свой разум, а не эмоции. И советоваться со старшими.
Думаю, и многие из тех, кто там, в аэропорту, был, понимая последствия, не совершили бы эти действия. Это был большой обман внешних игроков.
Подавляющая часть дагестанской молодежи воздержалась от поездки
Кстати, относительно небольшое число людей приняло участие в тех событиях. Потому что профилактическая работа велась — и до многих других дагестанцев удалось достучаться.
Они не поехали в аэропорт. Те, кто советуются со старшими, избежали участия в тех событиях. И эта взаимосвязь между старшим поколением и молодежью должна укрепляться.
…и не дала вовлечь себя в другие акции
Попытки далее, уже после аэропортовских событий, созвать митинги, подтолкнуть молодежь к участию в них, уже не дали результатов, потому что люди поняли: это — большой обман. И итогом этого большого обмана становятся административные и уголовные дела. А те, кто всё это пытается издалека спровоцировать, им на нас наплевать.
Кстати, то, что в аэропорт тогда поехали лишь 2-3 тысячи (а не 200-300 тысяч молодых дагестанцев) — это ведь тоже плоды профилактической работы. Подавляющее большинство нашей молодежи не дало втянуть себя в эту акцию.
Новые попытки созвать молодежь на некие «митинги» или еще какие акции тоже ведь остались без поддержки этим летом.

Фото: Координационный центр ДГУ.
Осторожность в Сети
Магомед Магомедов также поделился рекомендациями для молодых читателей о поведении на просторах Интернета в целом — там, в Сети, неопытного пользователя ждут весьма неприятные сюрпризы.
— Не все молодые люди понимают, что даже короткое видео может доставить им очень большие проблемы при размещении его на своих страницах в соцсетях.
Есть ребята, не понимающие разницы между виртуальным и реальным мирами. Кто-то считает, что человека могут призвать к ответственности только за действия в реальной жизни. С точки же зрения закона наоборот: за деяния с использованием Сети наказание строже. Потому что масштабы распространения информации, охват аудитории гораздо больше.
Поэтому и родителям, и образовательным учреждениям нужно повышать цифровую грамотность детей и учащихся.
Как проводить полезные эффективные мероприятия?
Еще одна подборка рекомендаций — для тех, кто сам задействован в работе с молодежью. Это школьные педагоги и преподаватели вузов, работники муниципалитетов, участвующие в профилактике экстремизма на местах, помощники-волонтеры и другие.
— Эти мероприятия должны проходить неформально. Очень эффективны адресные беседы, когда в группе человек 30, не больше. Тогда получается именно побеседовать с ребятами, а не прочитать им лекцию.
Еще один наш ход — приглашение на встречи специалистов. Это представители религиозных кругов, правоохранительных ведомств, члены экспертного совета при антитеррористической комиссии республики.
Это позволяет детально, с разных сторон, обсудить проблемную тему с ребятами.
У нас нет табуированных тем, мы призываем собравшихся задавать любые вопросы. И эксперты, не уклоняясь, отвечают на самые острые вопросы.
Присутствующие ребята порой бывают потрясены откровенностью ответов и рассказов экспертов — это реакция на уровне эмоционального «Вах!», образно говоря. Такой доверительный формат общения. А были случаи, когда экспертами выступали участники СВО — и отклик присутствующих был такой, чтобы ребята выходили и свои стихи декламировали на эту тему.
Родители и дети
-И, конечно, родители должны знать, как живут их взрослеющие сыновья. Что их волнует? Чем интересуются? С кем общаются? На часах — 21:35, где он, кстати, ваш сын? С кем? Чем занимается?
Вы знаете ответы на эти вопросы?
Как ни покажется банальным, чтобы знать их, нужно любить своих детей. Быть в курсе их жизни, их забот, их настроений.
Как правило, если родители вот с таким небезразличием выстраивают отношения с детьми, в семье складывается доверительная атмосфера – и сын из такой семьи не пойдет обсуждать волнующие его вопросы с какими-то подозрительными личностями на улице или в Сети.

Фото: Координационный центр ДГУ.





