Сотрудник отдела просвещения муфтията Дагестана и член Экспертного совета Антитеррористической комиссии РД Омар Абакаров поделился с «Молодежкой» своими рекомендациями по профилактике экстремизма и воспитанию молодежи.
Общая оценка ситуации
Сокращение количества терактов не означает, что идеология, толкавшая молодежь на это, исчезла. Мы в муфтияте постоянно говорим, что ваххабизм — это спящая ячейка: смена названий ничего не меняет, они мутируют в новые формы, но цель у них всегда одна — хаос и разруха.
Что касается воспитания, я бы сказал, что мы немного отпустили молодежь в свободное плавание. Но, хвала Всевышнему, вовремя одумались и начали возвращать все в свои руки. Профилактика экстремизма сейчас проводится на высоком уровне — это я могу отметить точно.
Конкретика в работе с молодежью
У нас очень много случаев, когда отдел просвещения возвращал в нужное русло заблудившегося юношу. Мы каждый день встречаем таких ребят, их немало. Главное — чтобы человек не ушел с головой во всю ту ересь, что слушает в интернете.
Это сложный процесс, помочь человеку осознать свою неправоту — очень трудно, особенно дагестанцу, который считает это слабостью. Но, несмотря на трудности, результат чаще всего бывает положительным.
А общее количество встреч — только в Махачкале более тысячи в месяц. Ежегодно выходят сотни роликов и статей. Нас также приглашают в качестве спикеров по всей республике и за ее пределами: мы участвуем в мероприятиях по всей России на тему борьбы с экстремизмом и терроризмом.
Если говорить конкретно обо мне — я побывал во всех городах нашей республики, но не во всех районах — там работает местный отдел просвещения, чаще всего в лице имамов.
И методы в этой работе
Диалог всегда уместен. В разговоре с подростками мне помогает как религиозное образование, так и личный опыт: я сам прожил период юности без религии, и мне легко взаимодействовать с ними, потому что я стараюсь говорить то, что хотел бы услышать сам в их возрасте.
Конечно, бывают слушатели, которым я неинтересен — ведь невозможно понравиться всем, да и цели такой нет. Знания, с которыми я прихожу, — живые, а значит, ищут «живые уши». Я не обращаю внимания на тех, кто отвлечен, потому что слушающих все равно больше. А вопросы у молодежи очень интересные — порой сам начинаю переосмысливать свою жизнь, пытаясь найти ответ.

Фото: Координационный центр ДГУ.
Муфтият — на передовой борьбы
Муфтият с 90-х годов и по сей день ведёт идеологическую борьбу с терроризмом и экстремизмом, ведь у нас в Дагестане они распространяются под религиозным прикрытием.
Используются статьи, ролики, интеллектуальные игры, встречи в школах, ссузах, вузах и спортзалах для бесед с учениками, открытые диалоги, круглые столы и многие другие инструменты. Везде, где бывает наше подрастающее поколение, муфтият и его сотрудники занимаются борьбой с ложной идеологией.
Обмен опытом с преподавателями вузов
В нашем деле самое главное — компетентность. Каждый вопрос важен: если нет основательной базы для ответа, то лучше не отвечать вовсе. Поэтому, чтобы научить преподавателя отвечать на вопросы исламского толка, нужно отправить его учиться в исламский университет. Что касается общих советов, мы постоянно делимся опытом друг с другом, и я очень многому учусь у своих наставников.
Присутствие преподавателей на наших встречах обязательно, ведь по закону нельзя оставлять детей только с нами. Часто проходят антитеррористические мероприятия с участием разных экспертов, где мы обмениваемся опытом.
«Аэропорт». Уроки
Я думаю, что ребята, которые хотели поехать в аэропорт из чувства жалости и поддержки народа Палестины, но не поехали, доказали, что наша молодежь разумна, думает о последствиях и понимает бессмысленность таких действий.
О подобных актах нужно напоминать, но давать им правильное направление для чувств и эмоций. Ведь не все ехали туда со злым умыслом — не все были заводилами, которые толкали толпу на незаконные действия. Хвала Всевышнему, работа по профилактике идет успешно.
Отцы и дети
Для того чтобы уберечь ребенка от внешнего влияния, нужно быть для него авторитетом — знающим и любящим человеком. Это простые истины, которые всегда помогали и будут помогать. Ни один ребенок, который искренне любит и уважает родителей, прислушивается к их советам, не пойдет по кривому пути. Но если все же родители замечают отклонения, им не стоит стесняться обращаться за помощью. Если вопрос религиозный — в муфтият, для диалога и наставления.

Фото из личного архива.
К сожалению, наша молодежь не до конца понимает ответственность за поступки в интернете. Одно видео, аудио или текст, который ты лайкнул или репостнул, может стать причиной возбуждения уголовного дела. Они об этом не знают, потому что нет заинтересованности в изучении. Поэтому мы в составе комиссий проводим диалоги со студентами, чтобы донести до них всю серьезность таких действий как с точки зрения религии, так и закона РФ.
Для того чтобы не угодить в лапы «зверя», воздействующего извне на сознание, нужно изначально доверять свое сознание хорошим людям: советоваться с родителями и всегда обращаться за помощью к официальным лицам. У муфтията есть конкретные лица, которые стоят перед тобой, готовы отвечать на вопросы, дать знания и ответить за них. А у горе-блогеров из-за рубежа есть ли такая ответственность? Можешь ли ты потребовать от них объяснений? Конечно, нет.
Наша справка
Абакаров Омар Даудович
Родился в 1992 году в Махачкале. Окончил Дагестанский исламский университет и Дагестанский гуманитарный институт (факультет «бухучет и аудит»).
Сотрудник отдела просвещения муфтията Дагестана. Член Экспертного совета Антитеррористической комиссии РД.
Состоит в экспертной комиссии минтуризма по аккредитации будущих гидов.





