После пленарного заседания, на Республиканском антитеррористическом форуме закипела работа по конкретным тематическим направлениям. Нас, «Молодежку» (как средство массовой информации), особенно заинтересовала проблематика противодействия экстремистам в информационном пространстве.
И сразу вопрос модератору этой площадки, руководителю Координационного центра по вопросам профилактики экстремизма ДГУ (Магомед Магомедов был спикером и пленарного заседания тоже):
— Скептики могут спросить: одной из задач форума указан «обмен опытом». Но ведь эксперты представляют разные регионы — со своей спецификой, со своими характерными проблемами, могут ли они сообщить что-то полезное друг другу?
— Конечно, — уверен Магомед Юсупович. — В методиках и практике противостояния радикализму есть много общего, и схожие наработки могут эффективно работать в разных регионах с несхожими проблемами.
Тот же акцент на привлечение так называемых ЛОМов (лидеров общественного мнения). Мы, кстати, накануне форума встречались в одной из спортивных школ Буйнакска с местной молодежью. Во встрече принимали участие наши уважаемые чемпионы, и видели бы вы, как внимательно их слушали юные спортсмены.
Молитвы и компромиссы
— Ваш собственный тезис, Магомед Юсупович, на пленарном заседании был встречен громкими аплодисментами: по вопросу совершения намазов мусульманина, находящегося (проживающего) в одном из российских регионов.
Давайте поясним эту проблематику для наших читателей: итак, верующий человек находится по делам «в городе», где и застало его время очередной молитвы. (Согласно исламу, у каждого из пяти обязательных намазов в течение суток есть свой временной промежуток, в течение которого его и надо совершить.)В Дагестане — понятно: в шаговой доступности от такого соблюдающего и не пропускающего молитвы мусульманина, скорее всего, окажется та или иная мечеть, крупная или квартальная, куда он и направится…
В условном же городе центральной части России, где в поле его зрения не окажется относительно недалеко находящейся мечети, верующий порой прямо в общественном пространстве, например в парке или в жилом дворе многоквартирного дома, достает молитвенный коврик, расстилает его и совершает свой намаз. Что вызывает раздражение у части местных жителей.
Фото: «Молодежь Дагестана».
Да, тема известная. Что предлагаю я — с учетом, чтобы и обязательный религиозный ритуал в положенные часы не пропустить, и не повышать фон конфликтности в обществе.
Конечно же, ни в коем случае не выбирать такие места для совершения намаза, когда человек становится помехой для проезда или прохода других людей — как на одном из видео, где ситуация выглядит так, будто водитель остановил свой автомобиль, заблокировал движение и молится прямо на дороге.
Как же быть? Помимо мечетей, в крупных городах есть небольшие локальные помещения для совершения намаза, например, они открыты во многих аэропортах. И если такие точки будут открываться в большем количестве в тех или иных местах города, мусульмане, будучи осведомлены о них, смогут спокойно проходить туда и совершать молитву в стенах этих небольших помещений, а не на виду у прохожих.
На форуме также выступила представитель Экспертного совета по вопросам совершенствования организации здравоохранения комитета Госдумы России по охране здоровья Марина Григорян.
Она говорила о важности психологической безопасности. Марина Григорян, в частности, рассказала о практике ментального наставничества: такой наставник оказывает юношам и девушкам помощь в саморазвитии, личностном росте и решении повседневных проблем.
В частности, Татаренков и Федосова
— Вы сами — многократный участник таких мероприятий (а нередко и организатор). Чье бы выступление выделили бы на этот раз?
— В принципе, я все доклады своих коллег стараюсь внимательно анализировать, если они звучат на пленарке или на нашей дискуссионной площадке. А в этот раз особо отметил бы выступления руководителя Центра стратегического анализа и коммуникаций Трофима Татаренкова и замдиректора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН Виктории Федосовой.
Трофим Татаренков на форуме говорил о том, что в этом году на мероприятии идут дискуссии о формировании массового сознания – это и есть социальная психология.
«Если ты хочешь работать с молодёжью, сделай так, чтобы то, что ты предлагаешь, было модно — это первый рецепт того, как донести до подрастающего поколения нужную вам информацию. Второе правило — разговаривай с людьми на их языке. Если ты будешь общаться с профессором как с ребёнком, а с детьми — как с профессором, тебя не поймут, поэтому нужно уметь владеть разными стилями общения, легко переходить с одного языка на другой», — считает он.
Виктория Федосова в своем выступлении, в частности, говорила о роли родителей и школы в воспитании детей, о том, что «критическое мышление» порой подменяется «критиканским мышлением» — и предложила формировать «системное мышление». Замдиректора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН сказала также, что террористические угрозы связаны с геополитикой, с местом России в геополитическом пространстве планеты — и угрозы, их подначивание исходят от геополитических противников.
— Магомед Юсупович, участники форума, в том числе приезжие эксперты, понимают, куда клонит противник?
— Да, конечно, прекрасно понимают. И это очевидно не только из выступлений, но и по нашему общению на полях форума. Цель противника — стравить россиян разных вероисповеданий и национальностей. Мы этому противостоим, и форум — один из шагов в этой борьбе.
Республиканский антитеррористический форум проходил в Дагестане с 8 по 10 октября.
Его организаторами выступили министерство по национальной политике и делам религий Дагестана при поддержке аппарата Национального антитеррористического комитета (НАК) и республиканской Антитеррористической комиссии.
В форуме принимали участие более 800 человек, представлявших около 20 российских регионов. В течение трех дней участники форума обсуждали с экспертами современные методы профилактики экстремистских идей, общались на дискуссионных площадках, делились опытом, накопленным в различных российских регионах.

Фото: миннац Дагестана.






