И на форуме, и в нашей беседе с доктором наук, социологом, профессором социальных наук НИУ ВШЭ Алексеем Токаревым особое внимание было уделено драматичным событиям октября 2023 года в аэропорту Махачкалы.
Слово – собеседнику «Молодежки»:
— Всегда у любого подобного события, у любого погрома есть причины, есть поводы, есть зачинщики… наверное, есть и недоработки со стороны ответственных за это направление. Тут не обойтись какими-то одними словами, как сделать, чтобы это не повторилось. Потому что те, кто это организовал, продолжали и будут продолжать искать слабые точки, куда можно вбить новые клинья — и в покое они нас не оставят.
«Палестинцам не помочь беспорядками в Дагестане»
И как я говорил в своем выступлении на форуме, для деструктивных сил Дагестан представляет особый интерес как сложный и полиэтничный регион. Другое дело, что вашим молодым людям точно можно сказать не только о том, что они не помогут Палестине, срывая замки с ворот аэропорта столицы республики, это, мне кажется, очевидно. Но это, конечно, нужно говорить не толпе, которая уже собрана, накачана, идеологизирована и подготовлена. Нужно это говорить молодым людям, и здесь очень важно, чтобы с ними было кому и о чем говорить.
Потому что очевидно, что проблема Палестины и вообще проблемы уммы (планетарной общины мусульман. — «МД») в целом и того, как молодые дагестанцы воспринимают исламскую часть своей идентичности, — это проблемы, которые не надо заталкивать под ковер, их можно и нужно обсуждать — в русле общегосударственных российских интересов. Кстати, на форуме священник Григорий Матрусов поразил меня тем, что на чистом арабском читал отрывок из Корана (5-я сура, 82-й аят) о близости мусульман и христиан — такой яркий пример того, как говорить с молодежью на их языке.
Думаю, у меня нет морального права советовать что-то «внутрь» Дагестана, тем более в публичном формате. Но если бы коллеги меня спросили, вот как вы спрашиваете, я бы, наверное, очень мягко и предельно дипломатично посоветовал сделать какие-то дискуссионные площадки для обсуждения сложных вопросов. Потому что все-таки необсуждение каких-то сложных вопросов не снимает их с повестки дня. Может, это устраняет их из публичного пространства, но они остаются в поле непубличного обсуждения.
«Проблемы нужно обсуждать, а не заметать под ковер»
И если есть какие-то внешние вопросы, о которых молодежь хотела бы говорить, например о Палестине или о том, как Израиль проводит то, что они называют зачисткой или борьбой с терроризмом, о том, насколько пагубно это влияет на Сектор Газа и каким образом в ежедневном формате убиваются люди просто потому, что они другие, в том числе женщины и дети, — всё это, безусловно, требует обсуждения и не только на международном уровне.
Все живут в информационном пространстве, и молодые люди в Дагестане это тоже видят. И оттого что они обсудят это в закрытых группах и чатах, проблема не будет решена. И в 2023 году мы увидели, что лучше такие проблемы под ковер не заметать, а честно их обсуждать на публичных площадках.
Вообще, «Аэропорт» в общественном восприятии Дагестана был значимым откатом, ну не в 90-е, конечно, но на пять, на десять лет назад. Дагестан за последние годы сделал значительный рывок в сторону стабильности, в сторону публичной демонстрации гостеприимства, в сторону популярного места, которое отдыхающие уже сами рекомендуют в соцсетях.
И это то, чего нельзя было помыслить четверть века назад, когда Дагестан (в информационном пространстве) был связан с совсем другими ассоциациями и новостями. В те годы ленты новостей о Дагестане были полны сообщений о терактах, убийствах, нападениях на колонны федеральных сил, взятии заложников, расстрелах гражданских… И это совсем не выглядело как место, куда поедут отдыхать большие массы приезжих.
«Аэропорт» как удар по образу Дагестана
За очень короткий исторический промежуток федеральный центр, власти Дагестана, силовики, исламское духовенство и местные жители (тут имело место соработничество различных здравых сил) все вместе сделали Дагестан местом плавного трансфера стабильности. Наши противники всё пытаются осуществить на Северный Кавказ трансфер нестабильности, а мы сообща осуществляем трансфер стабильности.
И за исключением того неприятного события в октябре 2023 года, Дагестан является и остается регионом, куда люди едут отдыхать. Мне кажется, те молодые люди не просто совершили по оценке суда уголовно наказуемое деяние (преступление), они совершили просто глупость. Этим погромом в аэропорту они добились того, что в общественном пространстве снова зазвучали про Дагестан не очень лицеприятные характеристики. Это весьма подрывает работу всей республики по превращению Дагестана в такой гостеприимный туристический центр.
Одно дело — абсолютно гласно и искренне высказываться про ту политику, которую осуществляет правительство Израиля по отношению к Сектору Газа, и его методы. Другое дело, когда виновными за эту политику назначают обычных граждан Израиля или вообще этнических евреев с российским гражданством. Понятно, что это была сконструированная социальная технология, но ничем подобным Палестине не поможешь.
Мне кажется, ту огромную пассионарную энергию, которая есть в отношении Палестины, вполне себе можно было направить в благое русло: сбор гуманитарной помощи в поддержку своих братьев в Палестине (братьев по вере, я имею в виду). Но никак не на подобные деструктивные действия, которые боком ударяют по восприятию республики в масштабах России. Все-таки Дагестан — это форпост России на Северном Кавказе и субъект, без которого Россию нельзя представить. Из 193 российских этносов 30 находятся в Дагестане. И эта российская модель мира с сосуществованием огромного числа этносов, религий и цивилизаций — без Дагестана она непредставима.
И очень мягко я бы мог посоветовать (потому что все же я не житель республики, а исследующий ее со стороны, хотя и бывающий в Дагестане и имеющий здесь друзей), если бы моего совета спросили молодые люди и девушки, посоветовал бы много-много раз подумать, прежде чем вовлекаться в подобные деструктивные действия — при всем понимании, что это вовлечение всегда эмоционально. Поэтому нужно создавать контент, который продвигает общероссийские ценности, ценности патриотизма и восприятие Дагестана как неотъемлемой части России, которой она является. И правильным образом этот контент упаковывать.
Мне очень понравилось на форуме, как выступал секретарь Совета безопасности Дагестана Магомед Баачилов — открыто, гласно, но достаточно жестко. Мне кажется, это хорошая интонация для разговора с молодыми именно в Дагестане — когда проблемы не откладываются в дальний ящик, а вполне обсуждаются публично.





