Печальный экстремистский отрезок в жизни молодого цунтинца Арсена Кадирова позади. Сейчас он призывает дагестанскую молодежь «не слушать всякую болтовню людей, которые им вешают лапшу на уши».
Цунтинский район. Грохочут в своих руслах горные реки. Вокруг возвышаются вершины, чьи склоны покрыты горным лесом. Живописный край, в котором сама окружающая местность выполняет фон замечательной красоты.
К сожалению, не так давно и сюда добралась волна пропаганды экстремизма и радикализма. Некоторых местных жителей она накрыла с головой. Ложные идеи, которые иным молодым людям показались яркими и правдивыми, заманили в свои сети одного, другого, третьего… Кто-то по цепочке привлекал в ряды экстремистского подполья новых членов – родственников, односельчан, земляков…
Что с ними происходило? Одни отправлялись в далекие края, вступая там в ряды печально известной террористической организации. Другие брались за оружие здесь, сеяли кровь, были убиты сами. Кого-то смерть миновала и сами они не успели обагрить свои руки кровью.
Арсену Кадирову, жителю селения Хамаитли, всё это известно не понаслышке. Несколько лет назад его вовлек в экстремистскую деятельность троюродный брат. Сам Арсен к стрелковому оружию, боеприпасам и взрывчатым веществам не прикасался, лично он никого не убил. Но по просьбе упомянутого родственника стал снабжать лесное подполье продуктами питания.
Ему тогда было 19 лет. «Молодой был горячий. Затупил, сделал плохие шаги… Тогда я думал, что делаю хорошие вещи, что я герой», — говорит он. И сейчас называет это «фанатизмом».
Дальше история развивалась тоже довольно распространенным образом. Арсен Кадиров был задержан, уголовное дело, следствие, суд… Он был приговорен к 5 годам и 4 месяцам лишения свободы и отправился отбывать срок в Татарстан.
Женатый мужчина, отец вскоре родившегося сына, он надолго оказался за решеткой. Родители, близкие родственники от него не отвернулись. В местах лишения свободы он приобрел специальность автослесаря.
Сейчас он настроен совершенно иначе: «Буду заниматься воспитанием ребенка. Работать. Помогать родителям, помогать братьям»
В дальнейшем Арсен Кадиров видит себя строителем. Пока еще действует режим ограничения свободы, а после его окончания он планирует в поисках работы перебраться в столицу республики.
Молодым дагестанцам он настоятельно рекомендует «поддерживать своих родителей и не слушать всякую болтовню людей, которые им вешают лапшу на уши. Не поддаваться на провокации. И не толкать других к террористическим актам».
По словам заместителя главы администрации Цунтинского района Омара Магомедова, нынешняя ситуация заметно изменилась. Проводится активная профилактическая работа, в ней задействован аппарат АТК, представители комитета по молодежной политике идут в школы, стараются устанавливать контакт с местным юношеством, с населением, проводятся сходы жителей, организуются мероприятия типа «Спорт против терроризма». Вся тематика взята под плотный контроль.
Атмосфера в самом деле основательно изменилась. В горных ущельях не слышно выстрелов и грохота взрывных устройств. Террористическое подполье осталось в прошлом, как и спецоперации против его участников. «Люди успокоились, перестали бояться», — удовлетворенно констатирует Муса Сиражутдинов, помощник главы района по противодействию коррупции.