Отчего выросла цена проезда в махачкалинских маршрутках
18 октября четыре частные транспортные организации из восьми, работающих в Махачкале, увеличили плату за проезд в своих маршрутных такси с 23 до 27 рублей. «Молодежка» попыталась разобраться, позволит ли нынешняя цена решить проблему с нехваткой транспорта на линиях и ждать ли дальнейшего повышения стоимости проезда.
По данным мэрии Махачкалы, ежедневно на городские улицы выезжает около 950 единиц общественного транспорта. Примерно 50 из них – автобусы и троллейбусы, остальное – маршрутки.
В предыдущий раз цена на проезд в маршрутках в Махачкале поднималась в 2019 году.
Перевозчики планировали изменить ценовую политику в конце лета нынешнего года, но тогда это удалось отсрочить.
«Они хотели с первого сентября поднять стоимость, – рассказывает начальник управления транспорта, связи и дорожного хозяйства администрации Махачкалы Мухтар Маламагомедов. – Мы обговорили, уговорили… Пока это политические моменты: давайте не будем людей будоражить. Они пошли навстречу, молодцы. В ущерб себе работали».
Изменять цены за проезд пассажироперевозчики могут на свое усмотрение на основе Федерального закона «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом…». Этот документ дает право перевозчикам, действующим на регулярных муниципальных маршрутах по нерегулируемым тарифам, самостоятельно устанавливать экономически обоснованный тариф на проезд.
Но у этого закона, казалось бы, дающего полную свободу действий перевозчикам, есть и обратная сторона.
«Так как мы на нерегулируемом тарифе, у нас нет каких-то привилегий или финансовой поддержки в виде субсидий. Получается, наша экономика складывается из цены на проезд, – объясняет генеральный директор транспортной компании «Астория» Александр Кубалов. – Мы обращались с вопросом к правительству. Но оно не имеет механизмов для поддержки перевозчиков каким-либо образом. Единственный выход – увеличение цены проезда».
У «Астории» в автопарке более сотни машин. И все возросшие расходы приходится умножать на сто, говорит собеседник «Молодежки»:
«На одну машину в день 1500 рублей на топливо тратили, когда газ стоил 25 рублей. Сейчас в день 2500 выходит. Расходы на заправку автобусов увеличились для нашей компании больше чем на четыре миллиона рублей в месяц.
Существенный скачок – запчасти. На 25% подорожали. В среднем мы тратили 20–25 тысяч в месяц на машину. А сейчас мы вынуждены тратить на 7–8 тысяч рублей больше. Если это перевести на весь парк, там приличная сумма – под миллион рублей».
Еще один существенный аргумент в пользу повышения цен, говорит Кубалов, – зарплаты водителей: «Жизнь становится дороже».
Сейчас водители «Астории» в среднем зарабатывают по 40–45 тысяч за 15–16 рабочих смен в месяц.
Помимо вышеназванных статей расходов, у перевозчиков есть и другие траты.
Компания «СТС» обслуживает практически весь город. В ее собственности 270 машин и еще 150 – в аренде.
«71 тысячу рублей ежемесячно платим за каждую такую машину в лизинге. А их у нас – 60–70 процентов. Не поднять цены было невозможно, даже если бы ГСМ не подорожали. Либо сферу надо остановить. Вы, когда вкладываете деньги во что-то, хотите же доход, хотя бы минимальный», – поясняет Гаджимурад Муртузалиев, первый заместитель директора ООО «СТС».
По его словам, выросли цены и на сами автомашины, которые периодически тоже надо обновлять.
«Сейчас одна машина стоит в среднем 2,3 млн рублей. До пандемии она же стоила 1,6–1,7 млн», – говорит он.
При этом цена проезда в 27 рублей – это только чтобы выйти в ноль, говорят представители фирм-перевозчиков.
«Мы долго обсуждали вопрос цены. 30 рублей – это слишком много для нашего народа. Хотя экономически обоснованная методика минтранса России на сегодняшний день дает цену в 36–37 рублей. Есть математический расчет стоимости проезда для любого транспортного средства. Вот по нему выходит такая цена. В принципе, мы давно должны были 25 рублей сделать. Сегодня 27 рублей – это нерентабельно, это ноль. Я могу о своей компании сказать: мы сегодня подняли цену до 27 рублей не для того, чтобы как бизнес существовать, а для того, чтобы одних людей обеспечить транспортом, а других — зарплатой», – уверяет Муртузалиев.
«27 рублей – это та цена проезда, которая в нынешних условиях дает возможность нам исполнять свои обязательства – перевозку пассажиров. Если завтра какие-то изменения произойдут, что взять с перевозчика, когда это глобальные процессы?» – говорит Кубалов.
Еще один вопрос – нехватка транспорта на линиях. Горожане вынуждены подолгу ждать на остановках нужную маршрутку. В транспортных компаниях убеждены, что с повышением цен, а соответственно, и зарплат водителям, количество маршруток на дорогах Махачкалы увеличится.
«Раньше было очень много водителей, на одну машину – двое. В последнее время, из-за того что мало зарабатывают, они ушли в другие сферы – такси, грузовые перевозки, строительство. Если водитель не будет зарабатывать 2,5–3,5 тысячи рублей в день, он не выйдет на работу», – говорит Муртузалиев.
Тем временем УФАС Дагестана проверяет обоснованность повышения платы за проезд в маршрутных такси.
Анастасия Расулова
Читайте также Владельцы АЗС Дагестана не планируют снижать цены на газомоторное топливо