Предыдущая публикация «Молодежки» с обзором социально-экономической динамики была сосредоточена на теме туризма в республике. С этой отраслью, конечно же, тесно связано развитие дорожно-транспортной сети.
В подробностях и деталях «Молодежке» помог разобраться наш эксперт –председатель Дагестанского регионального отделения «Ассамблеи народов России», кандидат экономических наук Зикрула Ильясов.
Было – стало
– Начну с того, что напомню о транспортной ситуации у нас периода примерно 1990-х годов, – рассказал Зикрула Ильясов. – Фактически речь тогда шла о транспортной блокаде Дагестана. В соседней республике шли боевые действия, в самом Дагестане тоже было неспокойно… О каких-то мало-мальски значительных потоках туристов к нам тогда и речи не было. О масштабных торгово-экономических проектах – тоже. Я же говорю: блокада.
У нас даже некоторое время не было альтернативного железнодорожного выезда из республики (минуя закрытую тогда для проезда Чеченскую Республику), и тогдашний председатель Госсовета Магомедали Магомедов поставил вопрос об ускоренном возведении ветки Карланюрт – Кизляр, чтобы поезда могли ходить в северном направлении: от Кизляра и далее на Астрахань.
Аэропорт был, но мало кто собирался прилетать сюда, с нынешним разнообразием авиамаршрутов близко не было сходства.
И что же сейчас? Совсем другое дело! Сотни тысяч туристов – счет перевалил за миллион гостей. Присутствие Дагестана в международном торговом коридоре «Север – Юг», наше соседство как с другими российскими регионами, так и с зарубежными государствами. А их пять, если считать и морские границы, – уточнил Зикрула Ильясов.
– Это же такие возможности! Это торговля, это развитие экономики, это рабочие места, это доходы дагестанцев и умножение богатств республики.
И напомню еще о только что состоявшемся насыщенном визите председателя правительства Дагестана Абдулмуслима Абдулмуслимова в соседний Азербайджан, о подписанном Плане мероприятий по развитию ключевых направлений сотрудничества.
Там речь в том числе идет и о транспортном коридоре, и о повышении пропускной способности пунктов пропуска через государственную границу, и об организации регулярного авиасообщения между двумя столицами, – добавил Зикрула Ильясов.
«Нам бы в горы!»
Связь транспортной и туристической тематики понятна: гостей Дагестана интересует в регионе не только Махачкала (а для многих из них столица республики как раз не в приоритете).
Им уже рассказали про чистое взморье где-то в районе Избербаша. Им уже порекомендовали ознакомиться с древностями Дербента или живописными видами в высокогорной части республики.
Но туда еще нужно доехать.
Говорящие цифры
Республиканские власти и ведомства уделяют развитию дорожной сети очень серьезное внимание. В течение прошлого года в Дагестане построено заново, реконструировано или отремонтировано более 750 км дорог, а также 19 мостов.
Региональный проект «Мой Дагестан – мои дороги» охватил 10 городов и 41 муниципалитет.
Одним из ключевых объектов, реконструируемых в рамках госпрограммы регионального минтранса, стала автомобильная дорога, соединяющая Дагестан с соседней республикой: Грозный – Ботлих – Хунзах – Араканская площадка.
В рамках регионального проекта «Мой Дагестан – мои дороги» отремонтировано 405 объектов.
А доля перевалки грузов дагестанского порта среди портов в Каспийском бассейне составила 60 %.
Аэропорт Махачкала
Воздушная гавань столицы Дагестана второй год подряд била собственные рекорды. Впервые в своей истории аэропорт принял 2,5 миллиона пассажиров, сообщили в пресс-службе компании.
Пассажиропоток в 2022 году составил 2 млн 509 тыс. человек. Этот показатель вырос почти на 24 % по сравнению с предыдущим годом.
Количество взлетно-посадочных операций превысило 20 тысяч, и это на 23 % больше, чем за предыдущий год.
Самыми популярными международными направлениями по итогам года стали: Стамбул, Дубай, Анталья и Ташкент. По России из столицы Дагестана чаще всего летали в Москву, Санкт-Петербург и Сургут.
Кроме того, Дагестан продолжает участие в федеральной программе субсидирования региональных авиаперевозок. В прошлом году таких авиамаршрутов было уже 15.
А распоряжением федерального правительства на второй этап реконструкции аэропорта выделено более 13 миллиардов рублей. Здесь будет возведена новая взлетно-посадочная полоса, которая позволит принимать широкофюзеляжные самолеты, произведена реконструкция перрона и аэродромной инфраструктуры.
Популярные маршруты
Приятной новостью для многих местных жителей и гостей республики стало завершение ремонта в Казбековском районе продолжительного отрезка дороги Буйнакск – Кизилюрт– Новый Чиркей через поселок Дубки.
Дорога является одной из главных туристических артерий в транспортной сети Дагестана, ведет к знаменитому Сулакскому каньону, к смотровой площадке в поселке Дубки и к Чиркейской ГЭС, которые ежедневно посещают тысячи туристов со всей страны.
Заметным событием стал и капитальный ремонт автомобильной дороги республиканского значения Мамедкала – Хучни. Эта дорога обеспечивает транспортные связи Дербентского, Табасаранского, Хивского районов и связывает село Хучни по кратчайшему пути с низменной частью Дагестана и столицей региона. Кроме того, она сокращает расстояние от Махачкалы до Хучни на 30 километров.
А ближе к концу прошлого года был сдан в эксплуатацию 6-километровый участок автомобильной дороги Хебда – Кахиб. Эта дорога также очень востребована туристической отраслью: старинные башенные комплексы, расположенные в селах Кахиб и Гоор, –одни из самых популярных мест посещения гостей и жителей региона.
В объезд!
Более 31 млрд рублей будет направлено на реализацию в республике проекта «Северный обход Махачкалы», сообщило ТАСС.
Что это такое?
Речь идет о возведении автодороги протяженностью 14 км с двумя развязками и одним путепроводом через железную дорогу.
Проект в корне изменит транспортную традиционную схему соединения федеральных автодорог Астрахань – Махачкала и трассы «Кавказ».
Эти изменения позволят двигаться по отрезкам этих дорог без прохождения по улично-дорожной сети города, что значительно увеличит среднюю скорость транспортного потока. Ожидается, что вырастет пропускная способность дорог, снизится количество ДТП и улучшится экологическая обстановка в Махачкале.
На недавней встрече премьер-министра Абдулмуслима Абдулмуслимова с работниками минтранса глава кабмина сообщил, что в этом году начнется разработка проектно-сметной документации обхода, на эти цели выделено 150 млн рублей.
Помимо этого, в республике запланировано масштабное строительство двух крупных скоростных автомагистралей в обход Дербента и Хасавюрта. Соответствующее распоряжение о выделении средств на строительство автомагистралей уже подписал глава федерального правительства Михаил Мишустин.
Общая сметная стоимость проектов составляет более 75 млрд рублей. «Строительство обходов этих городов позволит существенно улучшить ситуацию с загруженностью, трафиком большегрузных машин, снизить аварийность и повысить туристическую привлекательность региона», – рассказал Абдулмуслимов.
Порт
Здесь также наблюдается заметная динамика развития.
Махачкалинский морской торговый порт остается лидером по темпам роста среди 15 российских портов на Каспии. Всего с начала этого года торговый порт переработал около 450 тыс. тонн генеральных грузов. По сравнению с аналогичными показателями прошлого года их перевалка выросла на 38 %.
В порту уже приступили к ремонту гидротехнических сооружений. В этом году планируется отремонтировать семь причалов: шесть в нефтегавани и один в районе зернового терминала, сообщила пресс-служба предприятия.
Справка
Махачкалинский морской торговый порт — единственный незамерзающий и глубоководный порт России на Каспии.
Порт является связующим звеном транспортной системы юга России с государствами Средней Азии, Ираном, Закавказьем и другими странами региона.
Инфраструктура порта включает сухогрузную гавань с перегрузочным комплексом мощностью 3 млн тонн в год.
Коридор «Север – Юг»
Россия особое внимание уделяет развитию международного коридора «Север – Юг», который открывает новые возможности для делового сотрудничества с Индией, Ираном и Пакистаном. Об этом в минувший вторник в своем послании Федеральному собранию сказал президент Владимир Путин.
«Будем развивать порты Черного и Азовского морей. Особое внимание уделим, уделяем уже, международному коридору «Север – Юг».
Уже в этом году по Волго-Каспийскому каналу смогут проходить суда с осадкой не менее 4,5 метра. Это откроет новые маршруты для делового сотрудничества с Индией, Ираном, Пакистаном, странами Ближнего Востока. Мы и дальше будем развивать этот коридор», – сказал глава государства.
***
«Дагестан является одним из немногих регионов России, где получили развитие практически все четыре вида транспорта: железнодорожный, автомобильный, морской и воздушный», – так оценил недавно ситуацию в целом глава минтранса республики Джамбулат Салавов.