Как ДГУ внедрился в школы и что из этого вышло
В течение нескольких месяцев этого года Совет молодых ученых Дагестанского государственного университета ездил по селам республики, стремясь вовлечь местных школьников в науку. Эта работа открыла двери в науку для сотен из них. В интервью «Молодежке» председатель Совета Джамиля Гамидова рассказала, почему так важно начинать научный путь как можно раньше, какие проблемы волнуют девушек, посвятивших себя науке, и что для ученого значат гранты и конкурсы.

С 26 по 28 ноября 2025 года на федеральной территории «Сириус» в Сочи проходил V Конгресс молодых ученых, участие в котором принимала и наша героиня – председатель Совета молодых ученых ДГУ Джамиля Гамидова. Это ключевое ежегодное мероприятие Десятилетия науки и технологий в России, на котором обсуждали актуальные вопросы развития науки. Гамидова –автор многих проектов, которые направлены на развитие науки в Дагестане.
В этом году ДГУ во второй раз стал победителем масштабного Всероссийского конкурса, направленного на популяризацию науки при поддержке Минобрнауки России, с проектом «Фестиваль молодых исследователей СКФО «С наукой в села!».
Проект связан с выявлением талантливых школьников в селах, раскрытием их научно-исследовательского потенциала и реализовывался Советом молодых ученых вуза. С вопроса о нем «Молодежка» и начала свое интервью.
Прежде вспомним слова главы Дагестана Сергея Меликова в адрес ректоров вузов, озвученные им в прошлом году на Совете по образованию и науки республики: «Я понимаю, что не каждой школе может посчастливиться выйти на контакт с вузами… Определите среди этих детишек тех, у кого глаза загорелись, берите их за руку или за ухо, как хотите, и ведите дальше. И помогите им ЕГЭ сдать, дайте им наставников, и тогда вы получите новые кадры».
– В Дагестане на республиканских форумах, посвященных вопросам образования, нередко озвучивались мысли об оторванности университетов от системы среднего образования. Ваш проект напрямую связан со школами. Расскажите о его итогах, сколько талантов удалось выявить?

– Начну с того, что со школьниками ДГУ работает давно, есть разные формы взаимодействия. Но этот проект «С наукой в сёла!», исполнителем которого под наставничеством руководства вуза стал наш Совет, действительно стал чем-то новым и очень полезным в первую очередь для школьников из сёл, которые из-за географической отдаленности не могут воспользоваться тем, что им для развития, профориентации предлагают университеты. Это многогранный проект, в рамках которого также прошла большая акция «Мобильные университетские смены» – это абсолютно новый формат взаимодействия со школьниками. Мы выехали в 15 районов Дагестана, где проводили мастер-классы по биотехнологиям, практические занятия с БПЛА и инженерией, эксперименты по физике, химии, научно-популярной журналистике. Эта работа получила широкий отклик у сельских школьников и учителей. Удалось охватить более 4000 школьников. Им рассказывали о том, что такое научные проекты, как их правильно писать. А результатом, или нашей главной победой, стало выявление более 200 талантливых школьников, проявивших себя лучше остальных. С 14 по 16 ноября они были в Махачкале на Первом слете молодых исследователей, это был финал нашего проекта. Дети разбились на 17 команд и под наставничеством федеральных и региональных экспертов разрабатывали свои собственные инновационные проекты, защищали их. Также прошли олимпиады по химии и программированию окружного формата – по СКФО и республиканская олимпиада по математике им. З. Юзбекова.
– Какие проекты вы можете выделить?
– Были презентованы наукоемкие проекты, связанные с разработкой мобильного приложения, сайта, был представлен прототип робота. Были проекты, связанные с очисткой питьевой воды, по очистке Каспийского моря. Презентовали проект, связанный с влиянием ГЭС на экологию.
С этими проектами школьники могут работать дальше, их можно выдвигать на определенные конкурсы, занять призовые места. Могут участвовать в грантах Росмолодежи или в программах Фонда содействия инновациям. Сейчас огромное внимание уделяется молодежным проектам именно научно-популярного и научно-технического плана. Дальнейшая судьба проектов зависит от самих школьников, их активности. Я верю, что проектные команды, которые у нас образовались, будут и дальше работать. Тех, у кого есть желание, университет будет поддерживать.

– А как будет проявляться эта поддержка? Что вы можете предложить школьникам, которые хотят развивать собственные проекты?
– Мы можем пользоваться нашей университетской научно-технической базой. Можем вести школьников в рамках проекта «Менторы науки». Кто такой ментор? Это наставник, энтузиаст, член Совета молодых ученых ДГУ, который ведет школьника, у которого есть свой проект. Они могут общаться дистанционно, проговаривая теоретическую часть работы. Назначать очные практические встречи для совместной работы с молодым ученым на базе лаборатории. То есть происходит некое прикрепление школьников к нашим менторам.
– В отличие от только заинтересовавшихся наукой школьников, можно сказать, ваших подопечных вы уже прошли большой путь к науке, несмотря на молодой возраст. Расскажите о сфере своих научных интересов.
– В школе я участвовала в разных конференциях вместе с учителями, поэтому опыт у меня был. Поступив на биологический факультет, с первого же курса я продолжила заниматься наукой. Глубже заниматься наукой начала в аспирантуре. Что касается научных статей – у меня были публикации, еще когда училась в специалитете, магистратуре. Сначала я занималась биомедициной, работа в специалитете и магистратуре у меня была связана с психофизиологическими особенностями людей разного возраста, которым присущи разные аддикции – это и интернет-, и наркотическая зависимость. Я сравнивала зависимых со здоровыми людьми, затрагивая все психофизиологические аспекты. Делала флуоресцентный анализ мембран эритроцитов, снимала ЭЭГ у зависимых и независимых респондентов.
Позже так случилось, что я перешла к изучению физиологических аспектов земноводных – это амфибии. Моя тема в аспирантуре называлась «Репродуктивная биология бесхвостых амфибий Республики Дагестан». Тема очень интересная на самом деле, актуальная и недостаточно изученная.
Мы наблюдаем сокращение всего биоразнообразия – это связано с глобальными экологическими проблемами. И эта проблема не обходит Дагестан.
Я окончила аспирантуру и сейчас готовлюсь выйти на защиту диссертации. Работу дорабатываю.

– Вспомните значимую для вас победу, после которой вы еще больше поверили в свои силы?
– Я была одна из первых в СКФО, кто выиграл грант от Фонда содействия инновациям по программе «Студенческий стартап» в самом актуальном и востребованном направлении «Медицина будущего». Мой проект назывался «Комплексная терапия по улучшению качества ментального здоровья молодежи Дагестана» и подразумевал как онлайн-терапию с помощью мобильного приложения, так и офлайн – с помощью биологической обратной связи.
Это был для меня такой трамплин в плане веры в себя, в свои научные интересы! Победы в конкурсах такого уровня дают максимальную уверенность в том, что ты двигаешься в правильном направлении, которое отвечает запросам страны и региона. Ведь основой научных проектов является их значимость, актуальность. Тогда они будут поддержаны.
– То есть рост молодого ученого начинается тогда, когда он выигрывает в научных конкурсах, выигрывает гранты?
– Начинается тогда, когда он начинает публиковаться в высокорейтинговых научных журналах. Статья – это некая апробация твоих научных результатов, признание твоей заслуги в области науки, подтверждение научной ценности исследований. Просто так журналы не публикуют.
– Правильно я понимаю, помимо работы в лабораториях ученые еще должны участвовать в грантовых конкурсах?
– Совершенно верно. Благодаря грантам и конкурсам молодой ученый может построить карьеру, получить финансовую помощь на реализацию проекта.
– Выходит, молодые ученые постоянно конкурируют между собой?

– Да, потому что без этого нет никакого роста.
– Это не изматывает, люди не уходят с этого пути?
– Наоборот, это дает стимул двигаться дальше. Для меня, по крайней мере, для моей команды. Государством сейчас оказывается помощь именно талантливым молодым ученым, поэтому и запускается большое количество грантовых конкурсов в различных направлениях. В последние годы их становится всё больше и больше. И есть требование вовлекать в научно-технологические проекты школьников. Возвращаясь к проекту «С наукой в сёла!», отмечу, что благодаря ему уже есть 17 подготовленных команд, которые знают, с чего начинать писать проект, чем его завершать, что такое актуальность.
Я желаю каждому молодому ученому добиваться своей цели, развивать научные интересы. Нужно идти до конца, подаваться в различные конкурсы, участвовать в них. Один раз не прошли, второй раз не прошли, в третий раз – обязательно пройдете.
– Какие проблемы объединяют молодых ученых? На что вы друг другу жалуетесь?
– Одна из главных проблем – возрастной ценз до 35 лет. К этому возрасту необходимо успеть защитить диссертацию. Это ограничение влияет на тех, кто хочет совмещать науку и семью. В Дагестане очень много девушек – молодых ученых.
Поэтому было бы здорово и целесообразно, если бы республика продлила для женщин возрастной порог молодого ученого до 39–40 лет, учитывая, что у нее уходят годы на декретный отпуск или декретные отпуска, когда ей сложно сконцентрироваться на науке.
Это дало бы мощный стимул для развития науки, потому что сейчас многие коллеги оказываются перед выбором: либо защищаться, либо не заниматься наукой и уйти в семью.

– Может ли это ограничение негативно повлиять на научную карьеру, обрубить ее?
– Есть такой момент. После 35 лет, если у тебя нет ученой степени, становится сложно участвовать во многих научно-исследовательских и прикладных конкурсах.
– Увеличиваются ли случаи, когда девушки выбирают сначала карьеру, а семью откладывают на потом?
– Совершенно верно, такое есть.
В ходе интервью Гамидова отметила, что Совет благодарит ректора ДГУ Муртазали Рабаданова за поддержку инициатив и начинаний молодых ученых.

Амина Магомедова




