Мало кто знает, что женщина, изображённая на этом рисунке великого Пабло Пикассо, – не кто иная, как тбилисская красавица былых времён Людмила Питоева (Сманова) (1899 -1951).
Кем же была она, Людмила Питоева, и каким образом удалось ей занять избранное место в кругу парижской элиты, поведала на страницах газеты «Квирис палитра» («Палитра недели») доктор искусствоведения Кетеван Кинцурашвили.
— Людмила родилась и выросла в Тбилиси, как и её супруг, известный театральный деятель Жорж Питоев. Познакомились они в Париже, там же и поженились. Жорж был десятью годами старше супруги.
Людмила родилась и выросла в Тбилиси, где получила хорошее образование в пансионе святой Нины, куда её определил отец Яков Сманов, влиятельный, состоятельный чиновник и известный театральный деятель.
Людмила отличалась чудодейственной внешностью, воздушная девушка с глазами, словно бы обладающими даром речи, она стала музой многих художников, и чему тут дивиться, что Пикассо не устоял перед её чарами, — рассказала доктор Кинцурашвили.
Юная Людмила отправилась вместе с матерью в Париж, мечтая о карьере актрисы, но не выдержала экзамена на факультет драмы.
Выйдя замуж за Жоржа Питоева, Людмила получила доступ в парижскую театральную среду, поскольку супруг её пользовался известностью в кругах французской театральной общественности.
Жорж Питоев также родился в самом сердце Тбилиси – в историческом «убане» Сололаки (единственный слабо приближенный русский аналог слова «убан» — околоток, но «убан» гораздо ближе к восточной структуре «махалла»). Отец Жоржа Питоева выделил большую сумму на строительство здания знаменитого театра Руставели, и ныне расположенного на самом известном одноимённом тбилисском проспекте.
Жорж получил многостороннее образование, хорошо знал математику, учился в дорожном институте, затем в Москве, на юридическом факультете. Но любовь к театру возобладала, и он обосновался в Париже, тогдашнем центре притяжения всех поклонников Мельпомены.
Жорж Питоев ставит любительские спектакли, но после свадьбы работает в тандеме с Людмилой.
Совместные постановки имели успех, и творческая супружеская пара завоевала высокий авторитет в кругах любителей искусства. Супруги прославились и как исполнители знаковых ролей. Критики с восторгом писали о даре «слияния с образом», коим была наделена Людмила Питоева; о её мастерстве огранки психологических черт героинь.
Особо памятны были её роли в чеховских пьесах. Но по-настоящему прославила музу Пабло Пикассо роль Жанны д’Арк в пьесе Бернарда Шоу «Святая Иоанна».
К концу жизни Людмила страдала болезнью нервов, а Жорж – сердечным недугом. Современники считали, что тому виной – крайняя степень самоотдачи супругов, и называли их творческую биографию героической.
Владимир Саришвили,
Тбилиси