Один эпос странствий литературной души подошел к своему логическому концу, но впереди уже маячит другой. 2024 год для литературы будет насыщенным, и, конечно, порадует новинками. А пока горит бикфордов шнур терпения, давайте поговорим о некоторых из тех книг, которые выйдут в тираж в будущем году.
«Нож», Салман Рушди
Знаменитый писатель, рыцарь Великобритании, обладатель Букеровской премии Салман Рушди написал мемуары о покушении на его жизнь в августе 2022 года.
Напомним, что на автора напали с ножом за критику ислама. После публикации романа «Сатанинские стихи» в 1988 году ему стали поступать угрозы, более того, последовала фетва верховного лидера Ирана аятоллы Хомейни, призывающая к его убийству. Много позже эта фетва была отменена, но награда за убийство Рушди была последовательно увеличена иранским «Фондом 15 июня». В 2022‑м на выступлении в Институте Чатоку в Нью‑Йорке на писателя напали с ножом – было нанесено порядка 15 ножевых ранений различной тяжести. Рушди получил травмы руки и печени и ослеп на один глаз.
«Я должен был написать эту книгу: такой способ взять на себя ответственность за событие и ответить на насилие искусством», — считает Салман Рушди. Что из этого получилось, узнаем в 2024 году.
«Ярость», Алекс Михаэлидес
Автор нашумевшего «Безмолвного пациента», мастер сюжетных твистов британец кипрского происхождения Михаэлидес возвращается с новым детективом – это его третья книга.
Слоган новой книги: «Всего нас семеро, запертых на острове. И один из нас — убийца…»
Сюжет «Ярости» довольно прост для детектива: бывшая кинозвезда Лана Фаррар приглашает группу друзей остановиться на небольшом греческом острове. Греческая пастораль быстро становится зловещей, когда одного из гостей находят убитым. Саспенс, твисты, напряжение, которое растет по мере того, как «островитяне» понимают, один из них — убийца.
Критики пишут о глубокой проработке персонажей, их мотивов и обилии неожиданных сюжетных поворотов. Все как мы любим, как говорится, в лучших традициях жанра.
«Джеймс», Персиваль Эверетт
Как сейчас помню старую, выцветшую, порванную, многократно заклеенную скотчем книжку про приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна. Роман взросления, проводник в мир литературы для подростков, которые не хотят читать, но… увидев себя в этих двух непослушных и мудреющих на глазах мальчишках, хотели всё-таки сесть и дочитать навязанную родителями книжку. И всё заверте.
Классик американской литературы, и по совместительству, один из главных ее бунтарей (как любят американцы применять это слово к своим писателям), номинант на Букеровскую премию (за книжку «Деревья») Персиваль Эверетт выпускает очередной свой роман с очень интересным нарративом — он пытается переосмыслить приключения Сойера и Финна. Информации о книге мало, но тем интереснее ее ожидание.
«Охотник», Тана Френч
Действия «Охотника» начинаются спустя два года после событий предыдущего романа Френч «Искатель». Напомним, что мастер детективной прозы помещает своего героя, детектива полиции Чикаго на пенсии Кэла Хупера, в не свойственную ему атмосферу, сельский анклав, где он собирается отдохнуть, заново обрести себя, но судьба-злодейка распоряжается иначе. Экс-детектив (бывших, как мы знаем, не бывает) был втянут в дело о пропаже людей местным подростком Треем Редди. Собственно, «Охотник» начинается два года спустя, когда Кэл и его девушка выступают в роли родителей Трея, чей давно отсутствующий отец неожиданно возвращается с планом поиска золота. Трей, как это водится, не рад своему «прошлому», а проблема отцов и детей заново напоминает нам об одной из главных сюжетных линий мировой литературы.
«Осколки», Лесли Джеймисон
Автор стала известна благодаря совмещению журналистского и мемуарного подхода в написании своей прозы. Не стала исключением и новая книга Джеймисон «Осколки», где она, как заправский хирург, препарирует своё материнство, а также события, которые произошли почти сразу после рождения ребенка – её брак распался.
Можно ли из осколков собрать целую чашу – вопрос риторический. Но, вне зависимости от ответа на него, разве мы перестанем пытаться? Джеймисон рассказывает о своих отношениях с мужчинами, родителями, ребенком и самой собой.
«Во чреве кита», Дэниел Краус
Отец, сын и… кит. Нет, вы все правильно поняли.
История о взаимоотношениях отца и сына, искуплении и неожиданностях, которые могут поджидать незадачливого дайвера. Джей Гардинер, 17-летний парень, остро переживает смерть своего отца, легендарного дайвера и не менее искусного пьяницы и дебошира, который вместо того, чтобы бороться с раком, решил уйти «красиво»: наполнив карманы водолазными гирями, он утопился. Джея терзает чувство вины, ему кажется, что он сделал мало для спасения отца, и он решает отдать ему последний долг, достать его со дна морского и похоронить по-людски.
Но… море, как та женщина, взяв однажды что-то, просто так обратно не отдает.
Во время погружения Джей попадает в смертельную ловушку, оказываясь внутри невероятно огромного кашалота – тот, проглатывая гигантского кальмара, не заметил неожиданную закуску. У Джея есть всего час, чтобы спастись, — именно на столько хватит кислорода в его баллоне.
Тут и моральные терзания, и приключения, и, конечно, отсылки к легендарному «Моби Дику», и даже Пиноккио. Перефразируя известный, наверное, уже философский вопрос: «Оказавшись внутри кита, что ты себе скажешь?»
Тимур Магомаев