Золотое убранство, пьедесталы, статуи, саркофаги, кареты, лодки. В мавзолеи вслед за властителями входили рабы, челядь, которая и в «вечной жизни» должна сопровождать правителя, тирана, цезаря, фараона. Покрывая золотом с головы до пят свои гигантские копии, правители мнили себя богами. Много веков это проходило – «солнцеликий», «богоподобный».
Но вот и в нынешнем веке золото продолжает отягощать умы правителей. Яркий пример — вращающаяся золотая статуя туркменского правителя.
В Советском Союзе самые известные золотые скульптуры входили в ансамбли фонтанов «Петергофа» (г. Ленинград) и «Дружбы народов» ВДНХ (г. Москва). Оба комплекса связаны с мифическими образами разных эпох. В первом случае — «Самсон» и иже с ним из античной мифологии; девушки, собирающие золотые плоды, — из советской мифологии.
Но какими бы великими ни были Пётр I, Гоголь, Толстой, Достоевский, Пушкин или адмирал Нельсон, Гёте, Байрон, Бальзак – ни в одной цивилизованной стране памятники своим великим представителям, реальным людям не покрывают золотом. Тем более благородную бронзу, которая со временем покрывается патиной. Конечно, спустя время они требуют ухода и внимания, но для этого есть специальные средства, которые успешно используют. Для информации вы можете посмотреть ссылки, как реставрировали Аничков мост (г. Санкт-Петербург).
У меня вопросы к администрации города. К чему этот блеск и сияние самому достойному памятнику Махачкалы? Согласовывалась ли покраска конной скульптуры Махача Дахадаева (скульптор – Хасбулат Аскар-Сарыджа) с обществом охраны памятников, с архитектором города?
4 октября у памятника в Махачкале состоялся митинг, посвящённый 98-летию со дня смерти революционера. Как сообщает официальный сайт столицы: «Городские власти совместно с администрацией Унцукульского района покрасили памятник и благоустроили прилегающую к нему территорию. В порядок был приведен и постамент, столичный Горзеленхоз высадил туи и цветы, вокруг памятника будет установлено ограждение».
Если вспомнить жизнь социал-демократа, первого военного комиссара республики Махача Дахадаева, то в ней было множество этапов, в том числе когда он был связан с ювелирным делом и златокузнецами. Может быть, это такая благодарность, которая накрыла героя спустя век после его трагической смерти.
Но, скорее всего, у нас наступили «золотые времена», в которых каждый исторический памятник будет на виду и подобен японскому богу. Банзай!