Библия, левая щека, драки, бесчестье и уважение к мужу
Многим до сих пор не дает покоя вопрос о происхождении арчинцев – представителей аварского субэтноса, говорящего на языке лезгинской группы. Но мы, продолжая разбирать гардероб и украшения наших предков, хотели бы не углубляться в этногенез, а рассказать об интересных деталях, связанных с «чухтIу» – чухтой, которую носили арчинки.
Это не скандалы-интриги-расследования, но почти!
«Лезгинский» след
Описывая традиционный головной убор дагестанских женщин, в своей статье «Праздничная одежда народов Горного Дагестана (XIX-нач. XX в.)» этнограф-кавказовед, доктор исторических наук, профессор Ангара Булатова писала: «Труба или мешочек с незашитыми концами явились основой головных уборов лезгинок и представительниц всех лезгинских народов, а также арчинок. В процессе развития первоначальная форма несколько усложнилась за счет большего или меньшего размера натеменной вставки».
Булатова также отмечала, что поверх этого «мешочка», в который женщины прятали заплетенные в косу волосы, накидывалось покрывало. При этом под влиянием соседей-лакцев арчинцы полюбили покрывала оранжевого цвета.
Что еще «лезгинского» было в чухте арчинок?
Подбородочное украшение (или подбородочная лента), которое было характерным для лезгинок.
Как правило, оно состояло из одной крупной или нескольких тонких цепочек, которые проходили под подбородком и застегивались на голове.
Именно это украшение, как пишут исследователи, у лезгин было маркером семейного положения, т.к. его носили только замужние. До замужества девушки носили чухту без подбородочной ленты, а после замужества и до рождения первенца носили вместо нее серебряную цепь (или несколько скрепленных вместе серебряных цепей), которую девушка получала в подарок от жениха вместе с кольцом.
«Левое серебро» и ребро Адама
Чухта арчинок имела стандартный крой, она состояла из чепчика из плотной ткани со спадающим по спине хлопчатобумажным мешочком для волос. Но украшали ее далеко не стандартно, а очень богато: серебряными шариками, монетами разного достоинства, бусами, жемчугом, кораллами и стеклярусом, причем ассиметрично – в связи с тем, что к чепцу была пришита сужающаяся слева направо полоса ткани, обрамлявшая лицо и подбородок так, что закрывалась левая щека.
Арчинки носили чухту, которую исследователи относят к числу самых оригинальных. Оригинальна она была не только обилием украшений, но и этой своей нашивкой, широкой слева и узкой справа.
«Эта полоса шла от височных частей лица вниз и огибала подбородок. При этом левая щека почти целиком оказывалась покрытой серебром, а правая – лишь обрамленной. Налобная и теменная часть обшивались серебряными шариками, цепочками, жемчугом, кораллами», – писала Сакинат Гаджиева в своей книге «Одежда народов Дагестана» (1981 г.).
Считается, что количество нашитых серебряных цепочек было показателем богатства семьи.
Автор ссылается на наблюдения Евгения Шиллинга (советский кавказовед-историк, этнограф, один из крупнейших этнографов-кавказоведов ХХ века, внесший большой вклад в изучение народов Кавказа в 1920-е-1940-е гг. – Прим. «МД») и Зои Никольской (соавтор ряда работ Шиллинга и участница его экспедиций. – Прим. «МД»), посещавших с этнографическими экспедициями Дагестан.
Так, Никольская и Шиллинг обратили внимание на то, что слева чухта могла быть украшена пятьюдесятью монетами в три-пять рядов, а справа – всего пятнадцатью в два ряда. С чем была связан такой дисбаланс?
«Обилие «левого серебра» на чухте, как об этом пишут 3. А. Никольская и Е. М. Шиллинг, само местное население «склонно объяснять или библейской легендой (Бог сотворил Еву из левого ребра Адама, в память чего женщинам и надо закрывать левую щеку), или проявлением уважения к мужу: в старину женщины, как говорят, даже спали в этой чухте, лежа на правом боку и обратив серебряное щечное украшение в сторону лежащего рядом мужа», – пишет Гаджиева.
Автор цитирует Шиллинга, считавшего, что «несимметричное украшение арчинской чухты отражает ярче, чем это часто встречается, древнейший слой представлений, связывавших головной убор с функциями оберега и предохранения носительницы от несчастья и сглаза».
МацI и бесчестье
Но и это еще не все интересные сведения об арчинской чухте.
К примеру, Майсарат Мусаева и Мадина Гимбатова в своей статье «Женский головной убор «чухта» и ее разновидности у аварцев», опубликованной в журнале «Археология, этнология, этнография и историческая антропология», также пишут о том, что все украшения арчинской чухты, как и любой другой, которую носили женщины народов Дагестана, служили оберегом для них, а лишиться этого оберега никто не хотел.
«Известно, что арчинки очень дорожили специальной цепью («мацI». – Прим. «МД»), которая соединяла покрывало и чухту. Потерять ее было равносильно потере чести. Особенно берегли цепь во время женских ссор, которые в прошлом, как выяснилось, на бытовой почве возникали довольно часто. Снявшая эту цепь побеждала, даже если была сильно побита», – отмечают историки.
Темы особенного украшения арчинской чухты Майсарат Мусаева касается и в своей статье «Функциональные особенности традиционных украшений народов Дагестана», опубликованной в «Вестнике Института ИАЭ».
Исследователь, обращая внимание на то, что потеря этой цепи для арчинской женщины была равносильна бесчестью, приводит интересный пример:
«Рассказывают, что в далекие 60-е гг. ХХ в., когда автомобиль в горах еще был редкостью, а женщины рожали детей дома или ходили пешком в районный роддом, одна традиционно одетая арчинка пришла в родильное отделение. Схватки у нее продолжались почти два дня. После родов она обнаружила пропажу этой важной детали ее головного убора, видимо, кто-то из рожениц или персонала украл ее, естественно, не зная о том значении, которое арчинцы придавали этому украшению головного убора. Несмотря на то, что муж прибыл за ней, чтобы забрать ее и ребенка, она упорно отказывалась покинуть больницу. Объясняла она это тем, что она не может вернуться домой, потеряв то, что в представлении ее и односельчан равносильно потере собственного «я». На третий день кто-то тайно подкинул украденное украшение, и женщина вернулась в село».