Проект «Национальное достояние республики», стартовавший в этом году в Национальной библиотеке, приобретает всё больший размах. 29 марта произошла очередная встреча с прославленным музыкантом, заслуженным артистом Российской Федерации, руководителем оркестра Государственного академического заслуженного ансамбля танца «Лезгинка», артистом Государственного оркестра народных инструментов Дагестана Мутаем Хадулаевичем Хадулаевым.
На вечер пришли поклонники национальной музыки. Проект, по замыслу организаторов, предполагает авторский рассказ героя о своей жизни, творчестве и попутно ответы на вопросы слушателей. В этот раз рассказ сопровождался музыкой и пением.
Мутай Хадулаевич — особенный человек, он играет не только на национальных инструментах, но и классических. В его руках струнные и духовые инструменты приобретают неповторимое звучание.
«Расскажите о поступке, о котором вы сожалеете?»
Мутай Хадулаевич вспомнил случай из той поры, когда ансамблем руководил Танхо Израилов. Они приехали в селение Балхар, где, как оказалось, не было клуба, и местные предложили выступить музыкантам и танцорам на плоской глиняной крыше дома возле годекана. Все стали возражать, а Хадулаев предложил выступить. Зря, что ли, они сюда приехали? Уговорил всех. Стали играть. На крыше сидит весь состав, внизу собралось всё село. Заиграли танец «Чабанов». Выскочили ребята в бурках с чабанскими длинными палками. Стали делать акробатические прыжки. И в какой-то момент крыша поехала и весь оркестр провалился в дом. Грохот, потом тишина. Но музыканты всегда отличались смекалкой и юмором. И вот из развалин вновь зазвучала музыка.
«Когда вы поняли, что хотите стать музыкантом?»»
В семье Мутая все мужчины играли на музыкальных инструментах. Его брат Магомед Хадулаевич был замечательным музыкантом. Когда-то в молодости произошёл с ним такой случай. Магомед сыграл на кеманче для друзей отца мелодию так, что те упросили Хадулая (отца) больше не играть на людях. Отец долго ворчал, но потом сказал Магомеду совершенно серьёзно: «Я хочу, чтобы ты сыграл эту самую мелодию на моей могиле».
Когда Мутай поступал в музыкальное училище, на экзамене произошла такая история. «Готфрид Алиевич Гасанов, послушав, как я играю на старенькой отцовской чагане, по-доброму посмеялся и посоветовал повесить её дома на стену и хранить как реликвию. Меня приняли на отделение народных инструментов и выдали новый инструмент».
Много тёплых слов в адрес национального достояния прозвучало от слушателей: заместителя председателя Общественной палаты РД Алюсета Азизханова, поэта Тубхат Зургаловой, композитора Касума Магомедова, главного редактора журнала «Дагестан» Магомеда Бисавалиева, журналиста Магомедбека Салтинского и других.
Марат Гаджиев