Подарок ко Дню работников культуры на самом деле получился царский.
Снова в Махачкале легендарный Государственный Камерный оркестр джазовой музыки им. Олега Лундстрема, коему в этом году 80. Программа, которую привезли москвичи, знакома любителям музыки всех поколений. Они играли классику джаза и делали это превосходно.
25 марта концерт был дан для работников культуры, отмечавших свой профессиональный день. Если бы не этот подарок, мартовский день грозил завершиться постным ужином…
Сначала по неписаной традиции были отмечены деятели культуры, которым присвоены почётные звания, вручались грамоты, затем звучало поздравление от Главы республики, а потом джаз.
Да, джаз — это бодрый напиток, удовольствие от которого хочется растянуть на часы. Зрители немного спали, пока на сцену не явился молодой красавчик Илья Васильев. Трудно было ожидать от этого юнца твёрдый баритон. Руководитель и дирижёр оркестра Борис Хрумкин сказал, что этот русский-американец разговаривает с ошибками, но поёт прекрасно. Певец родился в США в русской семье, является лауреатом многих музыкальных конкурсов.
Илья завёл зал, и сам почему-то был восхищён Махачкалой. Видимо, до концерта артистов хорошо встречали. Его американская манера исполнения напомнила фильмы пятидесятых годов. В исполнении романса «Только раз бывает в жизни встреча» ему действительно не хватало знания языка. Уходя он подмигивал, и зал принял его любовь.
Участница первого российского музыкального проекта «Голос» Мари Карне была на высоте. На втором выходе она уже чувствовала акустику зала, и её голос звучал уверенно. Она зажглась там, где действительно сильны афроамериканцы, за что была награждена цветами и поцелуем дагестанского мачо.
К сведению читателей, самой первой солисткой оркестра является Валентина Дворянинова, ей в этом году исполнилось 86 лет.
В советский период с оркестром выступали Майя Кристалинская, Валерий Ободзинский, Алла Пугачёва, Ирина Понаровская, Ирина Отиева.
Борис Хрумкин рассказал о своих творческих связях с поэтом Расулом Гамзатовым и композитором Мурадом Кажлаевым, композицию которого «Повороты» он предложил послушать. Но восточная тема в репертуаре самого старого биг-бэнда страны тянется ещё с Харбина, где в 1935 году концерты коллектива набирали популярность.
Вот как это было тогда:
«Лундстрем с самого начала пошел по оригинальному пути. Если утесовский ансамбль часто аранжировал под джаз зарубежную эстраду, то еще в 1937 году у Лундстрема созрела мысль, что можно исполнять в джазовой обработке отечественные песни. Он "переигрывает" "Песню о капитане" Дунаевского, "Чужие города" Вертинского, "Катюшу" Блантера. Все они пользуются неизменным успехом у слушателей. В оркестре уже 14 человек, а такие импровизаторы, как Алексей Котяков, который часто выступал и в роли вокалиста, Игорь Лундстрем и Александр Гравис, выдвигаются в число лучших музыкантов русского Шанхая. А оркестр становится одним из лучших в городе. Пресса называет Олега Лундстрема "Королем джаза Дальнего Востока".
Мелодия «Бухарского орнамента» переливалась и лилась со сцены. Блеск труб, поднятых кверху, преломлялся в моих очках звёздочками, образуя затейливые переплетения. Флейта и саксофон уносились ввысь, рисуя силуэты древнего среднеазиатского города, колыбели искусства. Бухарское царство, похожее на перину — плыло легко. Ожили базарные ряды, лепёшки, пёстрые халаты, руки мастеров, извлекающих узор из металла и камня, и всё это как лазурью поливалось небесно-голубой вуалью. В который раз, слушая эту вещь, восторгаюсь оркестром, настоящий шедевр.
Оркестр выступил и 26 марта. Билеты продавали от 500 до 1000 рублей. Это не цена за отличный мартовский вечер.
Марат Гаджиев