15 октября 2014 года исполняется 200 лет со дня рождения великого поэта.
Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ.
В преддверии юбилея великого поэта впервые на Кавказе и в России дагестанский режиссер и драматург, заслуженный деятель искусств РД Осман Ибрагимов осуществил постановку спектакля «Бэла».
Пьеса получила премию VII Международного конкурса современной драматургии «Свободный театр» в номинации «Интерпретация классического произведения».
Премьера спектакля состоится совсем скоро в Кумыкском музыкально-драматическом театре на кумыкском и русском языках.
Осман Ибрагимов давно задумал написать свою пьесу. Перечитывая роман М. Лермонтова «Герой нашего времени», признаётся сам драматург, его взволновала и захватила драматическая история любви Печорина к горянке Бэле, судьба главной героини – кавказской девушки, от которой веяло чистотой, добротой и искренностью. Она была воплощением непосредственности, естественности. Ее глаза, «как у горной серны, так и заглядывали в душу».
Бэлой восхищаются все, кто видит ее: она очаровывает, пленяет, не прилагая к этому никаких усилий. Воспитанная в традициях своего народа, она покоряется воле Печорина, но это не слепая покорность, а трогательная забота о человеке, который пленил ее. Юное неопытное сердце тронула первая любовь, ставшая для Бэлы губительной.
Бэла сохранила в себе природную простоту чувств, стремление к воле и свободное проявление чувств. В ней ощущается сила внутреннего достоинства. Мир Бэлы и Печорина несходны, и потому все кончается трагедией – гибелью героини.
Показывая глубину переживаний Бэлы, режиссер идет вслед за Лермонтовым. Зритель сам догадывается о противоречивых чувствах и смене настроений героини, наблюдая за ее действиями и скупыми репликами. Потускневшие глаза, осунувшееся лицо кроткой и печальной Бэлы заставляет зрителя сочувствовать ей.
Осман Ибрагимов показывает ее сильный цельный характер, в котором есть и твердость, и гордость, и постоянство, ведь воспитывалась она в традициях Кавказа. Ее характер не лишен и таких национальных черт, как чувство собственного достоинства и способность к страсти. В пьесе она умирает раньше, чем ее разлюбил Печорин.
Режиссер создает в своем спектакле поэтический образ Дагестана со всеми его неповторимыми звуками и мелодиями любви, с его поэзией, воспетой Лермонтовым. В его спектакле звучит кумыкская народная музыка. Звучат и стихи Михаила Лермонтова.
Многое связывало великого поэта с Дагестаном. Лермонтов бывал в крепости Темир-Хан-Шура, переправа через Сулак описана в его стихах. На бархане Сары-Кум он написал одно из своих выдающихся пророческих произведений – стихотворение «Сон».
В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубокая ещё дымилась рана,
По капле кровь точилася моя…
Стихотворение было создано в трудный для Лермонтова период: дуэль, вторая ссылка на Кавказ. После некоторого срока прохождения воинской службы он был оставлен военным врачом в Пятигорске для лечения. Когда дни поэта были уже сочтены, когда его терзали роковые предчувствия и он как будто предвидел приближающую к нему смерть, он пишет несколько последних стихотворений, где рассказывает о своих настроениях на языке поэтических образов.
Неслучайно в спектакле как будто прослеживается взгляд поэта на свою собственную судьбу. Основной идеей произведения стала главная мечта поэта – обретение душевной гармонии и истинной любви. Об этом и о судьбе самого поэта говорит Осман Ибрагимов в своем спектакле.
Оригинальное авторское прочтение романа Михаила Лермонтова «Герой нашего времени» накануне 200-летия поэта, запечатлевшего в своих произведениях удивительный и прекрасный мир Кавказа, уже заинтересовало российские театры. Сюжет, который описал Михаил Лермонтов в своем романе «Герой нашего времени», привлекал многих. С. Рахманинов хотел написать оперу «Бэла», либретто собирался написать А. Чехов. Этот проект так и не был осуществлен.
В театральной среде имя Османа Ибрагимова на слуху. С юных лет увлекшись сценой, окончив школу, он решает поступить в Высшее театральное училище им. Б. В. Щукина при Государственном театре им. Е. Вахтангова, которое окончил в 1982 году по специальности актёр драматического театра и кино. В 1995 году он окончил режиссерский факультет того же вуза по специальности режиссёр драматического театра. Учился под руководством выдающихся мастеров: Е. Симонова, Ю. Любимова, В. Этуша, В. Шлезингера, В. Эуфера, А. М. Паламищева и др.
Для его творческой манеры как режиссёра-постановщика характерно бережное отношение к тексту, глубокое проникновение в художественный замысел автора, тонкая сценическая интерпретация в сочетании с собственным его прочтением.
Представление о творчестве Османа Ибрагимова будет неполным, если не отметить его работу в качестве театрального художника. Он сделал много набросков к спектаклю «Бэла».
Создание пьесы «Бэла» – одна из его новых по-настоящему ярких и блистательных работ, свидетельствующая о творческой зрелости режиссера и драматурга.
В Кумыкском государственном музыкально-драматическом театре им. А. -П. Салаватова ведутся подготовительные работы по организации постановки: проходят репетиции, делаются декорации.
Постановку уже ждет дагестанский зритель, есть уверенность, что новая творческая работа Османа Ибрагимова станет событием в театральной жизни нашей республики. Мы желаем драматургу и режиссеру творческих успехов.