Легенда возвращается! Культовая в дагестанской молодежной тусовке середины 90-х поп-группа «М-Лига» прервала 20-летнее молчание. В соцсетях набирает лайки сингл «Птица должна лететь». Что это: временное воссоединение или попытка заявить о себе вновь? Об этом и не только читайте в эксклюзивном интервью «Молодежке» солистов группы Ильяса Ахмедова и Наталии Варфоломеевой.
Ильяс: Символично, что много лет спустя наше первое интервью выходит именно в «Молодежке». Ведь тут я работал корреспондентом и ответственным секретарем. Тогда мне было всего 19. В своем авторском проекте «Городские подробности» рассказывал интересные истории о городе, которые никто не знал.
— Да твой голос и сейчас иногда звучит. Наш шеф-редактор время от времени «Волк-Хана» включает…
Ильяс: У вашего шефа-редактора хороший вкус…
— Он тоже так думает. Но давай о вас. Говорят, в одну реку нельзя войти дважды. Ваше возвращение – это вызов миру, внутреннее удовольствие или способ подзаработать?
Ильяс: Это совершенно другая река. Да и мы уже другие. Двадцать лет назад были подростково-молодежной группой. Тот формат предполагал активное участие фанатов в жизни артиста.
Сегодня мы не делаем ставку на сверхпопулярность или публичность. Да и вообще не делаем ставок. Просто есть бешеная необходимость реализовать свой творческий потенциал.
А насчет денег. Проект «М-Лига» никогда не был коммерческим. Мы даже не заявляли о себе. Тот же «Волк-Хан» сам «пошел» в народ. И все подумали, что это поет не дагестанская группа, а какие-то крутые москвичи, которых нанял заслуженный мастер спорта России по борьбе и самбо для поддержки своей рекламной кампании в Госдуму.
Ни разу не создавали музыку, ограниченную территорией. Мы обращались к сердцу, мыслям… Не думали, как пьяные люди будут под наши песни танцевать. И станут ли нас приглашать на свадьбы. Мы никогда не делали музыку для желудков.
— Попахивает снобизмом…
Ильяс: Да ну, какой снобизм… Не секрет же, что дагестанские песни на очень большой процент построены на традиционных свадебных элементах. То есть 90% того, что создается, делается для того, чтобы люди танцевали на свадьбах. Это своего рода монетизация.
Говорю это без всякого высокомерия. Я уважаю коллег по сцене и все понимаю. Очень многие талантливые люди становятся заложниками ситуации. Потому что нет индустрии и инфраструктуры, которая бы позволяла исполнителю не зависеть от свадеб. В середине 90-х было немного по-другому, мне кажется.
— Молодежь Дагестана знает эти разговорчики… «Небо было голубее, трава была зеленее…»
Ильяс: Хорошо подловила. Но серьезно – очень многие дагестанские музыканты тогда поверили в себя. Поняли, что можно собирать залы и стадионы, не исполняя «песни для желудков». Появилось много разных исполнителей, в том числе целое направление рок-музыкантов, которые ярко о себе заявляли.
А потом – 98–99-й. Дефолт — доллар от 6 стал стоить 24 рубля. А мы только окончили университет и стали своего рода заложниками ситуации. Страна «трясется». Мы не знаем даже, будут ли деньги на еду… Все порушилось и поплыло… Сложно было бы в той ситуации продолжать работать. Надо было жить дальше. Но осталось ощущение, что недописали и недопели.
Сегодня все мы – состоявшиеся люди. Со своими возможностями зарабатывать на жизнь. Я, например, больше десяти лет работаю в Москве в event-индустрии. Участвую в организации мероприятий и праздников высокого уровня. Из того, что вы слышали, это открытие «Анжи-Арены». Работал со многими профессионалами своего дела, в том числе и мировыми звездами. Перенял опыт, которым хочется поделиться.
— Дагестанская эстрада изменилась. В лучшую или худшую сторону, судить не берусь. Стали модными всякие попурри, перепевки, ремиксы. Какой-нибудь свой хит осовременить не хотите?
Ильяс: Ты почти угадала. Но не «Был унижен дождем». Не хочется выпускать ее перемиксованной. Для нас она очень символичная и не должна звучать по-другому. Но обязательно споем ее на концерте. И подача все равно получится новой, поскольку даже само звучание инструментов изменилось.
Наташа: Очень люблю песню «Я больна тобой». Она почти моя полусольная. Как мне кажется, не раскрыта мной до конца. Мы сделали современную аранжировку, и, уверяю вас, через 20 лет вы услышите совершенно новое ее звучание.
— С Ильясом все понятно, он фактически и не выходил из творчества. Да и вообще мужчинам легче начинать все сначала. А вот тебе, как матери троих, уже взрослых, детей, не сложно было решиться на эту авантюру?
Наташа: Учитывая, что сцены как таковой пока нет, мы просто записываем песни в студии, то сложности никакой я не вижу. Дети уже все почти взрослые.
Карине 16 лет, Руслану уже 13, а Еве – пять. Старшие с большим интересом отнеслись к проекту, с удовольствием слушают песни, следят за новостями. Младшей новая песня тоже понравилась. На днях Ева даже стала звездой «Инстаграма» и первой перепела «Птицу…».
Петь я очень люблю. Для меня это только в радость. Поэтому отношусь к «возвращению на сцену» как к приятной возможности делать то, что люблю, вместе с хорошими и талантливыми людьми. Проект интересный. У Ильяса полно идей. Я, как и любая женщина, любопытна. Мне хочется узнать, что дальше. В некотором смысле для меня это приключение. От возвращения жду только хороших песен и удовольствия от их исполнения. Ильяс четко формулирует, как он видит конечный вариант песни и какие эмоции он в неё вкладывает. Нашего советника по вокалу — Лену Мячкину — мы оба понимаем с полувзгляда. Так что всё с удовольствием и исключительно на позитивной волне!
— Давайте по чесноку: ваше возвращение — это временная вспышка или все-таки грандиозные планы и цели?
Ильяс: Планы у «М-Лиги» большие. Как говорится: плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Но мы смотрим на ситуацию адекватно. Думаю, апогеем нашего возвращения станет большой концерт с сольной программой. И презентация альбома.
«Птица должна лететь» — большая песня. Ее еще называют тяжелой или хитом для умных. Но хочется показать, что мы остались такими же современными, модными и на волне. Поэтому готовим сейчас танцевальный трек, под который можно оторваться даже в московском клубе.
Мы понимаем, что если возвращаемся, то не должны вести счет альбомам. Главное — регулярно выпускать новинки. Хотя бы в два месяца раз. Благо мы независимы финансово, поскольку у всех сложилась жизнь и каждый имеет свой доход. Что позволяет не прыгать голодными на это все, а присматриваться и не спеша делать качественные треки.
Наша СПРАВКА:
Вокруг названия группы всегда ходило много легенд. Ильяс говорит, что в подростковом периоде у них была своя мальчишеская банда, которую они сами прозвали «М-Лига». Когда возникла группа, он предложил это название продюсеру и автору музыки первого альбома — Джалалу Гусейнову. А Джалал зашифровал в «М» какое-то значение и никому его не говорит. Но эта буква для многих так и осталась загадкой. Кто-то считал, что «М» от слова «махачкалинская», другие — от «музыкальная»… Участники по сей день не знают значения. Но не парятся. А продюсер оказался крепким орешком, так и не раскололся.
Они вернулись в полноценном составе, в котором пели все свои известные хиты. У «М-Лиги» своя схема: на первой линейке солисты Ильяс Ахмедов и Наташа Варфоломеева. После к группе присоединились Лена Мячкина, которая, помимо пения, руководила и вокальной подготовкой, Нунэ Наникьянц и Марина Натанова. Чуть позже в коллективе пела и Аделина Кильдеева. В первом составе выступал ещё Руслан Керимов, но вскоре покинул коллектив.
Все они считают, что, в принципе, никуда не уходили, ведь песни писались, да и сами были всегда рядом с творчеством. Три года назад создали группу с одноименным названием в «Вотсапе» и стали вспоминать, как все начиналось. Каждый понял, что скучает и хочет хоть немного посвятить себя творчеству.
Марина Натанова живет теперь в Бельгии. Нунэ Наникьянц в Таиланде. Но когда расстояния были помехой для творческих людей? Правильный ответ – всегда, до эпохи глобализации, сверхскоростей и Интернета.
Например, для второй песни свою партию Нунэ Наникьянц пропишет в Таиланде. А для третьей из Бельгии в Москву прилетит на студийную запись к Ильясу и Марина Натанова. Сам Ильяс тоже постоянно между Москвой и Махачкалой. Первую песню записывал частью там, частью здесь.
Слова и музыку написал руководитель группы Ильяс Ахмедов. Аранжировку делала Mariam — дочь известного в республике музыканта Имрана Мусаханова, некогда солиста группы «UNION», а сейчас преподавателя йоги. С этой группой еще двадцать лет назад «М-Лига» дала свой первый концерт и даже записала совместную песню «Я больна тобой». Именно в год основания «М-Лиги» и родилась Mariam.
А сведением и мастерингом нового трека занимался исполнитель и звукорежиссер Эйзер Назаров. Ильяс считает, что без него возвращение могло и не случиться. «Эйзер невероятный трудоголик и перфекционист. А без этих качеств не может создаваться современная музыка. Каждый участник группы воспринимает его частью нашей большой творческой семьи».
Название новой песни — своего рода манифест. И за красивой историей любви скрывается глубокий смысл. Что бы ни происходило в нашей жизни, в погоне за земным счастьем нужно помнить, что птица должна лететь…
Роберт Садуллаев – в прошлом гитарист группы «Розовое Здание».
Сейчас играет с разными махачкалинскими музыкантами. А когда настойчивые журналисты атакуют вопросами – выступает и в роли критика.
— «Птица должна лететь» мне понравилась. Интересный формат, сцена широкая, есть что-то от Питера Габриэла 80-х годов. В то же время общий саунд вполне современный, где-то даже саундтрековый к какому-нибудь видеоряду. Ильяса партия сразу мне врезалась, очень, с первого аккорда. Наташа на 40% из ста. На мой взгляд, интонирование спорное, но есть у нее фразировки очень выигрышные. На месте продюсера я бы настаивал на корректировке речитатива. Либо сразу выпускать клип, видеоряд там напрашивается. Не в обиду никому, сугубо личное мнение, не претендующее на что-либо. А по поводу «М-Лиги» 20 лет спустя… Хочется верить, что это возвращение, по мне, в современных условиях — скорее, это попытка.
Малик Мустафаев — музыкант, певец, джазмен:
— Кто в те времена не знал «М-Лигу»? Есть тут вообще такие?! Мне кажется, это культовая для Дагестана поп-группа на тот период. Очень талантливые ребята. Они задали тон хорошей музыке. Некоторые артисты того времени хотели выделиться, реализовать свой потенциал, но стеснялись быть непонятыми. «М-Лига» в этом помогла. Не могу сказать, насколько популярным коллектив будет сейчас, ведь время изменилось, музыкальные вкусы и предпочтения тоже. Молодежи для «вау!» не нужны глубокие тексты или суперкачественная аранжировка. Некоторые и вовсе «на двух прихлопах, трех притопах» держатся. Но я от всей души желаю удачи всем, кто так или иначе был связан и сейчас работает над «М-Лигой». Песня, с которой они вернулись, глубокая, смысловая. С весьма говорящим названием…
Регина Курбанова