Учителя передают факел знания
будущему поколению.
Платон
Педагог, пожалуй, главный человек в нашем обществе, ведь именно он закладывает фундамент будущего страны. Труд учителя является самым благородным. Учителей всегда считали цветом нации. Новое время нуждается в новых подходах к воспитанию и обучению учащихся. Труд учителя сложный, многогранный и требует высокого профессионализма и любви к детям. И каждый педагог вкладывает в любимое дело частицу своего сердца и души. Особое значение приобретает подготовка и обучение школьников, не только хорошо знающих программный материал, но и мыслящих нестандартно, творчески. Это выдвигает на первый план работу с одаренными учениками, имеющими способности к естественным наукам.
Система такой работы сложилась у учителя физики и практической физики высшей категории муниципального бюджетного образовательного учреждения, лицея №8 г. Махачкалы Гюльбехер Гусейновны Гаджибалаевой, отличника народного образования ДАССР, заслуженного учителя РД, почетного работника общего образования РФ, ветерана труда, дважды победителя конкурса лучших учителей в рамках приоритетного проекта “Образование”.
Творчество и неустанный поиск — вот ее отличительная черта.
Суть её опыта как в эффективном использовании новых информационных и педагогических технологий обучения в учебном воспитательном процессе, так и в организации физических олимпиад широкого спектра. Парк контрольно-измерительных материалов кабинета физики, созданный Г. Г. Гаджибалаевой для проверки знаний, умений и навыков учащихся, соответствует высшим стандартам современного образования.
Главным успехом деятельности учителя, по словам Гюльбехер Гусейновны, является качественный урок. Он должен быть не только содержательным, но и интересным, учитель должен создавать в классе атмосферу заинтересованности и научного поиска, поддерживать дух соревнования. Гюльбехер Гусейновна поощряет энергичность, весёлый нрав, любознательность. В арсенале её методов работы с учащимися – уроки-лекции, практикумы по решению задач, научно-практические конференции, консультации. Она добивается того, что на её уроках все учащиеся работают интенсивно, плодотворно.
Большое внимание учитель уделяет выработке навыков самостоятельного мышления у учащихся – составлению задач, домашних экспериментальных задач. Являясь автором методических рекомендаций “Непрерывный физический практикум (8 и 9) класса лицея естественнонаучного профиля”, Гюльбехер Гусейновна продолжает их совершенствовать. Она часто советуется со своими коллегами-учителями школ и инновационных учебных заведений города и республики, научными работниками ИФ ДНЦ РАН, ФО ИВТ РАН и физического факультета ДГУ.
Г. Г. Гаджибалаева строит задания на высоком уровне трудности, ребята заняты решением нестандартных задач, составленных по материалам журналов “Квант”, “Физика в школе”, “Математика в школе”, самостоятельным составлением задач по известным параметрам и защитой способа их решения.
Особенно любят учащиеся семинары по решению выбранных ими задач, где каждый ученик объясняет, в чём необычность понравившейся ему задачи, предлагает обсудить свой способ решения. На таких семинарах особый интерес вызывают экспериментальные задачи.
Проводя нетрадиционные уроки, Гюльбехер Гусейновна использует личностно-ориентированную технологию, при контроле знаний – информационно-коммуникационные технологии обучения. Она разработала систему эффективных методических приёмов по формированию у учащихся практического использования знаний по физике. Система предусматривает самостоятельную работу учащихся: фронтальные опыты с элементами учебного исследования, лабораторные работы с проблемно-индивидуальными заданиями, физический практикум. Г. Г. Гаджибалаева неформально подходит к оценке знаний учащихся и созданию атмосферы творческого сотрудничества.
Результат такой работы с учащимися – это успешная сдача ими ЕГЭ. Учащиеся Г. Г. Гаджибалаевой, участвуя в олимпиадах широкого спектра, технических выставках и научно-практических конференциях республиканского, российского и международного уровня, всегда занимают призовые места. Это — ВЗМШ «Авангард» (г. Москва), Интернет-олимпиада школьников по физике СПбГУ, Международный конкурс по физике GS GROUP, SAPERE AUDE МФТИ (г. Москва), олимпиада школьников ДГУ «Физ.Фак», «Абитуриент ДГУ», муниципальный и республиканские этапы ВОШ, Всероссийская научная конференция молодых исследователей «Шаг в будущее» (Махачкала — Москва), Всероссийский конкурс научно-инновационных проектов для старшеклассников — международная образовательная программа «Поколение 21» компании «Сименс» (Ростов — Краснодар), «Творчество юных» ДГУ (Махачкала).
Их успех на таких престижных мероприятиях – это заслуга Гюльбехер Гусейновны. Она учитель-исследователь, имеющий большой опыт работы с одарёнными детьми. Несмотря на регалии и солидные успехи в педагогической деятельности, Г. Г. Гаджибалаева остается скромным человеком, но она невероятно настойчива в достижении поставленных целей. Строгая, но справедливая, обязательная и пунктуальная, она заслуженно пользуется авторитетом не только в учительской среде, но и среди учащихся и их родителей. Гюльбехер Гусейновна воспитала сотни учеников, в числе ее воспитанников немало ведущих ученых, врачей, инженеров, педагогов, ее последователей, с которыми она щедро делится богатым опытом. У Гюльбехер Гусейновны большая дружная интеллигентная семья. Сын Эльдар — майор юстиции, служит в правоохранительных органах, дочь Элина – кандидат экономических наук, преподаватель ДГТУ, сын Гаджи — аспирант ДГТУ, ведущий сотрудник Министерства экономики РД.
Г. Р. Рагимханов,
к.ф.м.н., доцент, замдекана
физического факультета ДГУ