Мы расскажем о работах учеников члена Союза художников России, заслуженного художника Дагестана, кандидата педагогических наук, директора училища Мухтара Камбулатова. Все десять его выпускников получили заслуженную оценку «отлично».
Музыка времени
Рассматривая работу Джамалудина Саидова «Музыка времени», сначала обращаешь внимание на настенные часы, доминирующие над всем, изображенным на картине, затем — на музыкальные инструменты: аккуратно подвешенные к стенке скрипку и горн, небрежно брошенную в кресле валторну и нотную тетрадь, будто только что оставленную композитором. Инструменты лежат и на полу в живописном беспорядке. Обращаешь внимание на бутылку вина и недопитый бокал, что опять подтверждает мысль о том, что музыкант – хозяин всех этих инструментов – вышел ненадолго и сейчас вернется.
И только когда ты бросаешь взгляд на погашенные свечи, за ними видишь черно-белый фотографический портрет, выписанный легкими, но очень верными движениями. И в этот момент сердце пронизывает какой-то холод, и ты начинаешь понимать, что композитор не вышел на пару минут из кабинета с часами и музыкальными инструментами. Он вышел и уже никогда не вернется, ибо это погибший в авиакатастрофе за два дня до своего 34-летия дагестанский композитор Сергей Агабабов.
«Развивая мысль о культурной памяти, Д. Саидов стремился показать многосложность этого понятия, выражая разные уровни: личная жизнь, судьба художника, его творчество и то место, что занимает его имя и искусство в истории национальной культуры», – отмечает искусствовед Лейла Гейбатова.
Дорога в Гимры
Пейзаж Джамили Гаджиевой «Дорога в Гимры» является продолжением традиции русских пейзажистов XIX века. Чувствуется, что выпускница училища немало времени провела на пленэрах, изучая технику работы, тонкости достижения различных цветовых и световых эффектов. На картине мы видим горные цепи, уходящие в высокое летнее чистое небо, дальние горы немного бледнее ближних. Еще не наступила иссушающая жара, и вся зелень в горах яркая, изумрудная.
На переднем плане изображена часть дороги, которая разветвляется вправо и влево. А по дороге неспешно двигаются усталые путники – дед с клюкой и маленький внук верхом на ишаке с поклажей. Вдали уже виднеется родное для путников село Гимры, и возникает ощущение, что путники, увидев за зеленым кустарником его дома и минареты мечетей, сейчас машинально ускорят свой шаг.
По мнению Лейлы Гейбатовой: «Пейзажная композиция словно навеяна романтической образностью давно ушедшей эпохи. Солнце заливает светом долину, интенсивность светового потока достаточна для того, чтобы цвет был насыщен, порождая многоголосый звучный колорит».
Вид со двора
Картина Магомеда Муртузалиева «Вид со двора» интересна в первую очередь тем, что в ней сочетаются два жанра – натюрморт и пейзаж. Дело идет к зиме, выпал первый снег, кое-где он начал протаивать, а во дворе через снег уже протоптана дорожка к дому. Крыши соседних домов местами покрыты налипшим снегом. В долине за аулом поднимается туман, а небо над горами по-осеннему мрачное, восходящее солнце не греет и не радует.
На дворе, несмотря на начинающуюся зиму, остались стоять летний столик и стул. Со стола свешивается тяжелая матерчатая скатерть. У стола расположены предметы из глины – ведро с высохшей веткой, большая ваза, которую обычно используют для хранения продуктов. На столе находится глиняный кувшин и горшок, а также металлическая миска с фруктами – кажется, персиками. Само обилие глиняных предметов, не характерное для средних дагестанских сел, создает вероятность того, что на картине изображен аул гончаров Балхар. Хорошо выписаны разбросанные по столу фрукты. Не совсем понятно, почему среди фруктов есть и абрикосы, которые поспевают ранним летом, и гранаты, которые созревают поздней осенью. И не совсем понятно, почему яблоки разбросаны не только по столу, а и по земле.
Отметим также удачные цветовые решения в картине Магомеда Муртузалиева «Вид со двора», тонкий вкус автора. Картина дает определенного рода тревожное ощущение из-за диссонанса, возникающего между видом теплого двора с тающим снегом и холодом, веющим от поднимающегося тумана, дальних гор и свинцового неба, низко нависающего над горами.
Дербент
До начала торжественных мероприятий, связанных с празднованием юбилея старейшего города России – Дербента, осталось всего около 70 суток. И, естественно, к нему в Дагестане сегодня особое внимание. И естественно, что выпускница училища Саният Темирханова попытается изобразить вид старинного Дербента.
На переднем плане картины два путника – мужчина и женщина — идут по тропке, примостившейся у склона горы. Город Дербент в те времена целиком помещался внутри крепостной стены, окружающей его. Стены Дербента, детально вырисованные в левой части картины, поднимаясь вверх, ведут к цитадели «Нарын-Кала». Сам город Дербент и цитадель над городом вырисованы приблизительно. Общая тональность картины теплая и добрая. Как сказала на защите дипломницы Лейла Гейбатова, «в цветовом звучании значительно больше, чем в композиционной организации произведения, можно почувствовать попытку разработать образ, выразить переживание, чувство, субъективное лирическое настроение».
Война в Донецке
То, что происходит сегодня на Украине, ужасно. Гибнут мирные люди, дети, и трудно судить о том, кто виноват в этих трагедиях. О том, что происходит в Донецкой области, показал в триптихе «Война в Донецке» выпускник художественного училища Андрей Калугин. Он не пытается обвинять кого-то в этой войне. Автор не гонится за конъюнктурой, у него верная и искренняя позиция, заключающаяся в ненависти к войне. Андрей в триптихе «Война в Донецке» стремится показать все ужасы этой по сути братоубийственной бойни.
В правой части триптиха горит православный храм – разрушаются духовные основы нашего общества, в левой части с неба падают самолеты — гибнут люди, наблюдаются многочисленные жертвы среди мирных граждан. В центральной части картины сидят усталые четверо бойцов. Они смотрят в разные стороны, кто — вдаль, кто опустил глаза. А вокруг пейзаж фантастически жуткий, будто над этой несчастной, проклятой богом землей взорвалась атомная бомба, которая уничтожила почти все живое. Но люди на картине – ополченцы – не сломлены, они воплощают в себе дух борьбы и силу сопротивления.
В стенах художественного училища имени М. А. Джемала окончили учебу более 70 студентов. Кто из них станет профессиональным художником, кто решит продолжить учебу на художественно-графическом факультете Дагестанского государственного педагогического университета, кто сменит профессию и место работы? Бог весть. Мы знаем одно: училище выпустило настоящих художников, которые будут нести высоко марку родного училища, не посрамят альма-матер слабыми в художественном исполнении работами.
Саид Ниналалов